Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
98 Шукшин, ходивший в бушлате. Только Михаил Ильич мог
разглядеть в этом угрюмом человеке, матросе, замечательного артиста. Ромм
нередко бывал субъективен, ошибался в своих оценках фильмов, в своих прогнозах
на будущее кино - в людях не ошибался никогда. На том же курсе учился Тарковский, который тоже тогда
был одинокой, игнорируемой фигурой. Когда мы с Андреем начали писать сценарии,
Ромм терпеливо нам помогал. И первый наш принятый студией сценарий -«Каток и
скрипка», ставший дипломом Тарковского, помог пробить именно он. Впоследствии
он очень помог и с «Рублевым». Его замечания по нашей заявке были на редкость
точны. Когда Ромм начал снимать «Девять дней одного года», мы
всей гурьбой отправились ему помогать. Все его студенты делали что-то на
картине. Я не делал ничего, потому что он меня пробовал на роль, которую
замечательно потом сыграл Смоктуновский. В институте я проходил по амплуа
легкомысленного циника. Помню, Ромм объяснял: «Мой Куликов похож на Михалкова,
он тоже талантлив, но легкомыслен. Налет цинизма есть в его отношении к работе,
ко всему». У меня сохранилась фотография моей пробы на Куликова, с Таней
Лавровой. На съемках Михаил Ильич всегда был с хронометром, его
очень волновал вопрос внутреннего ритма. Михаил Ильич ненавидел в нас ложь. И если уж он
сердился, то краснел, буровел, нос вытягивался, на скулах вздувались желваки -
он становился страшен. Несколько раз я видел его в таком состоянии, уже не помню
точно, по каким именно поводам. Один раз скандал разразился из-за нашего
сокурсника Игоря Добролюбова (потом он стал секретарем Белорусского союза
кинематографистов), который хотел получить от комсомольской организации
характеристику в партию. Мы ему ее не дали, считая, что он делает это ради
карьеры. Такие тогда мы были, принципиальные и идиоты. 99 В каждом из нас Ромм уважал индивидуальность, помогал
нам оставаться самими собой. Я был очень упрям. Помню, когда я снимал свой
первый, еще немой этюд (в нем снимались мой сокурсник Борис Яшин и актер Дубровин),
Ромм сказал: «У тебя ничего не получится». Я был убежден, что все рассчитано
правильно, сказал: «По-моему, получится. Вы не правы». Жигалко (у Ромма было
два ассистента - Фосс и Жигалко) убеждала меня переписать сценарий. Ромм
сказал: «Не надо. Пусть снимает. Пусть сам всего хлебнет». Так и получилось.
Материал не клеился. Я оконфузился. Работа получилась плохая, даже очень
плохая, вряд ли заслуживавшая и трояка. Ромм учил нас тому, что режиссер всегда должен быть и
драматургом, так же как и драматург всегда должен быть и режиссером. Он сам был
прекрасный драматург, отлично чувствовал сценарную форму, великолепно. умел ее
анализировать. Умением анализировать драматургию я во многом обязан именно ему. |