Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Его лекции всегда были интересны. Думаю, потому, что
ему было интересно делиться с нами своими мыслями. Он учил нас быть людьми и
только уже вслед за тем - режиссерами. Часто повторял нам эйзенштейновские
слова: режиссуре нельзя научить, ей можно научиться. Если вам удалось
воплотить сорок процентов задуманного, говорил он, считайте, что достигли
успеха. Он никогда не навязывал своего мнения, своего представления о том, как
надо делать. Он давал нам возможность ошибаться, самим тыкаться носом в свои
ляпсусы и промахи. Он учил нас так, как учат уму-разуму щенят, пихая их носом в
наделанную на пол лужу. Для нас он был мэтром. Мы еще не знали, что в нем самом
происходят сложнейшие процессы; в ту пору он еще не выпустил свою книгу о
режиссуре, где написал, как поклялся себе никогда не снимать о жизни, которой
не знает, что сделал как раз перед тем в «Убийстве на улице Данте». Молодость
его души в том и заключалась, что он чувствовал движение жизни, не стоял как
бык (в смысле -опора моста), мимо которого идет ледоход и вода. Он 97 первый из признанных, заслуженных, обласканных режимом
мастеров своего поколения набрался смелости пересматривать прежние взгляды,
признавать собственные ошибки. Для нас было как бы естественно, что он такой и
никаким другим быть не может. Сейчас, уже зная кинематографический мир, уже
имея за плечами собственный опыт, понимаю, сколько мужества для этого
требовалось. Уже по одному этому ясно, насколько крупной личностью он был. Мне он всегда ставил тройки, хотя я знал, что мои
работы не хуже других, а по большей части и лучше. Первая моя работа была сделана
целиком под влиянием эстетики Вайды. Во ВГИК чудом попал «Пепел и алмаз»:
студент из Польши взял в посольстве картину и мы смотрели ее, набившись, как
сельди, в крохотный просмотровый зал монтажной. Там всего-то мест пятнадцать,
а втиснулась добрая сотня. Сидели друг на друге, смотрели, затаив дыхание.
Разошлись абсолютно ошарашенные, во-первых, режиссурой, а во-вторых, элегиями,
которые звучали с экрана. Этюд на площадке, который я сделал, по содержанию
ничего общего с «Пеплом и алмазом» не имел, действие происходило в заваленной
шахте, среди людей, уже основательно одичавших, но я был просто смятен
впечатлением от Вайды, буквально бредил его картиной. Все, что мог, у него
украл. «Канала» я в ту пору не видел: если бы видел, влияние Вайды, наверное,
было бы еще заметнее. Думаю, Ромм меня сознательно придавливал тройками. Он
чувствовал мою легкомысленность, бесшабашность, ему это претило. Мне было
обидно получить тройку, но в то же время я понимал, почему он так делает.
Когда я вышел из аудитории, он сказал комиссии какие-то очень лестные слова
про меня. У нас был хороший курс. На нем учились Трегубович,
Эсадзе, Андрей Смирнов, Добролюбов. На курсе, который Ромм набирал двумя
годами ранее, учился Вася |