Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Могу понять возбуждение, испытанное им при соприкосновении
с документальным материалом. Оперируя кирпичами как бы самой реальности, можно
создать свою художественную реальность, не менее духовную, чем в кино игровом.
Хотя этика кино документального в принципе иная, чем у кино игрового. Скажем,
снимая «Первого учителя», я не боялся жестокости рассказа, но и не мог
переступить рамки, допустимые в игровом кино. Скажем, я не мог позволить себе
убить в кадре лошадь, для меня это было неэтично, недрстойно искусства. Той же
силы эффекта в игровом кино надо добиваться иными средствами, обманом,
иллюзией. В кино документальном это оправдано, зритель знает: так было, такова
реальность, мы не можем с ней ничего поделать. Это не вызывает у него того
неприятия, отторжения, какое аналогичные кадры вызвали бы в игровом фильме. Ромму уже не хватало красок в палитре игрового кино.
Ему нужно было говорить о реальности, оперируя документом, с позиций
документа. Хотя, конечно же, при этом он оставался художником, философом, а не
фиксатором событий реальности. Конечно же, он и здесь творил художественную
реальность кинопроизведения, но пользовался при этом кинодокументом. Мне
кажется, это был очень логичный путь поиска ответов на мучившие его вопросы. Он
не боялся их ставить. По-моему, он был очень смелым человеком. Человеком
исключительных душевных качеств. Его картины научили меня меньше, чем он сам,
его лекции, разговоры, его отношение к людям, его взгляд на мир, сама его
жизнь. Наверное, главное, чему он нас научил, - ощущать себя гражданами.
Подданными Земли. 102 «НАЦИОНАЛЬ»
Впрочем, я, кажется, отвлекся от главной своей темы
-от «низких истин». Самое время к ним вернуться. Со временем число культурных точек, где я пил с
друзьями, заметно расширилось. И Дом кино, и Дом литераторов стали уже
обжитыми местами. По-прежнему желанным местом оставалась шашлычная у Никитских
-уж там-то наверняка не встретишь родителей. А с тех пор как я перестал бояться
встречи с ними, центр наших вечерних сидений переместился в кафе «Националь». Было это уже в мои вгиковские времена. О «Национале»
тех лет написано, я думаю, немало. Сидели там люди, настроенные достаточно
диссидентски, сидели стукачи. Все приблизительно знали, кто есть кто. Знали,
что те, кто ездят на иномарках и, не боясь, общаются с иностранцами, связаны с
органами. Впрочем, не боялись и мы. Может, по глупости. Боялся
мой папа, Сергей Владимирович. Его раздражали мои связи, меня - его страх.
Время было относительно мягкое. его было отмечено «Оттепелью» Эренбурга, потом
был Дудинцев - «Не хлебом единым», скоро предстояло грянуть «Ивану Денисовичу»
Солженицына. Диссидентство, как таковое, еще не началось - были люди левых
настроений. |