Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
67 Мы с Тарковским обдумывали будущий сценарий, мне
метился лунный свет, падающий в окно мастерской, безмолвные скульптуры, музыка
Скрябина - хотелось соединить Скрябина с Неизвестным, хотя это наверняка было
ошибкой. Они мало созвучны друг другу - просто Скрябин мне очень нравился. Нас ничто не объеденяло - ни с Неизвестным, ни с Глазуновым
(с Тарковским - другое дело, там основой была общая профессия), но все равно
было чувство общности. В нас жила та же энергия, нас подняла та же общественная
и художественная волна. Не скажу, что их искусство мне ближе всего на свете -
могу назвать другие имена и в живописи, и в скульптуре, которые гораздо ближе
мне художнически. Но проходит время, и набежавшие с тех пор сорок лет ясно
дают понять, что, как бы не изменились с тех пор эти художники, они оставили
за собой такой объем сделанного, что это, конечно же, веха в искусстве. С их
работами можно спорить, отвергать; не принимать, не замечать - нельзя. Сближала нас общая энергия, взаимное ощущение
человеческого калибра. Его нельзя было не почувствовать и в Эрнсте, и в Илье,
в какие бы игры он ни играл с сильными мира сего. Недавно я был на выставке
личной коллекции Глазунова - столько редчайших икон, императорских портретов
мог собрать только человек оглашенный, обожженный владеющей им страстью... А с Володей Ашкенази после его отъезда мы иногда
встречались. Однажды даже в телевизионной передаче на французском телевидении,
которую вел Фредерик Миттеран, племянник президента. Талант - вообще счастье, талант музыканта - счастье
особое. Свободно льется речь, понятная всем. На этом языке говорит весь мир,
переводчик не требуется. А когда талант к тому же признан - счастье двойное.
Признание дает творческую свободу. 68 Отдельный разговор о моем отношении к его игре. Он,
конечно, гениально одаренный музыкант, его пианизм - нечто невероятное! На протяжении
жизни он очень менялся. Мое обожание со временем прошло и через скепсис. Был
период, когда он играл чересчур чисто. Складывалось впечатление, что это игра
без единой ошибки, в том числе и
ошибки божественной. Из-за этого от его исполнительства слегка веяло
хрестоматией. Где-то в 60-х, став несколько больше разбираться в
интерпретациях, я пошел на концерт Володи и на выходе столкнулся с Рихтером,
давно знавшим меня еще по дедовым Буграм. — Как вам, Святослав Теофилович? - спросил я. Он
улыбнулся, немного неловко поднял плечи и, как бы извиняясь, сказал: - Слишком безупречно. Я даже не до конца понял, что он имел в виду. Наверное,
то, что в Володиной игре мало было оригинальности, неожиданности, все идеально
предсказуемо. Нельзя, скажем, спутать игру Софроницкого или Гулъда ни с чьей
иной, так могли сыграть только они, логично, но непредсказуемо. Великое
искусство всегда логично и непредсказуемо. Искусство менее великое - логично и
предсказуемо. У Ашкенази предсказуемости было больше, чем надо для великого
искусства. Но потом это выросло в совершенно иное качество - в огромную
непредсказуемость, в мощный классицизм. Какое-то время я почти не покупал
записей Ашкенази, а потом купил, и это было для меня замечательное открытие.
То, что он сделал с Третьим концертом Рахманинова - по архитектонике,
тому, что в музыке главное, по соотношению содержания и формы, по
интерпретации, - было потрясающе. Последние пятнадцать лет в моем отношении к
нему скепсиса не было -было обожание и еще - уважение, которому я научился,
увы, очень поздно. |