Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Вот так же я чувствовал себя, когда гулял по Цветному
бульвару с Эрнстом Неизвестным вечером того самого дня, Хрущев разнес его на
выставке в Манеже. Все уже об этом знали, по Москве разнеслось мигом. Отец
срочно вернулся откуда-то, ясно было, что это не случайность -начинается новая
кампания зажима интеллигенции. Я позвонил Неизвестному. Мы вышли погулять, шли
бульварами. Эрнст подробно рассказывал о встрече с Хрущевым. «Знаешь, Андрей, -
сказал он, - я себя так хорошо чувствую! В этом во всем есть что-то очищающее».
Очевидно, он имел в виду страх. Боже мой, какой же он герой, не боится... Я уже
тоже что-то преодолел в себе, не боялся идти с одиозным человеком, пославшим
подальше Самого. Но все равно вот так преодолеть в себе страх - нет, к этому я
еще не был готов... Потом мы много общались, он хотел, чтобы я снял кино про
его скульптуры. Я уже придумал, как это снять... Последний раз мы встретились в
бане, он уже обрезал концы, уезжал по израильской визе, был готов к тому, что
его не выпустят. «Я уезжаю через дней». Мы сидели, парились... Но это уже 70-е
годы... .. 66 А познакомились мы в 59-м — тогда же я сблизился и начал
работать с Тарковским. В те годы Эрнст зарабатывал на жизнь тем, что месил
глину Вучетичу и топил котельную Кербелю - двум титанам монументального
официоза. Сам он был нищ, бездомен, случалось, ночевал на вокзале. Тогда у всех с жильем обстояло трудно. Славка Овчинников
жил в общежитии - это все же было получше, чем вокзальная скамья. У Ильи
Глазунова была комнатка, величиной с туалет. В нее еле-еле втискивались раскладушка,
на которой он спал с женой, и мольберт. Часто в гостях у него я видел Ларису
Кадочникову... Неизвестный всегда напоминал мне буйвола - маленький
рост, короткий загривок, шеи вообще нет, сгорбленная спина, ломанный нос,
тяжелая нижняя челюсть с припухлой губой, удивительно живые цыганские глаза.
От прежней биографии на теле у него осталась память - татуировки, кое-как
сведенные, но не до конца. Все равно они были видны. Он потряс меня своим умом, энергией, неведомым мне
жизненным опытом. Это от него я услышал слово «беспредел», истории про
беспредельщиков, бравших с собой в побег из лагеря напарника, живое мясо,
которое можно пустить в ход, когда кончится вся еда. Не шутка - пройти зимой
по тайге полторы тысячи верст! Едой на такой путь не запасешься, на себе не
унесешь. Мясо, которое само идет за тобой, сподручнее. Хотя и наступает
момент, когда человек понимает, ради чего его взяли: все, что можно было
съесть, съедено, пришла его очередь... Скульптуры Эрнста, квадратные, тяжелые, отлитые из
металла, как бы маленькие эскизы гигантских будущих монументов, производили на
меня огромное впечатление - все, что шло вразрез с соцреализмом, мне тогда
очень нравилось. Я уже учился во ВГИКе, сразу же подумалось: вот о ком надо
снять документальный фильм. |