Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
361 Невольно приходишь к грустным размышлениям. Где теперь
те идеалы, которые освещали путь художника еще каких-то 15-20 лет назад? Не
получается «привлечь к себе любовь пространства», живя «без самозванства».
Пространство глухо. Это понял уже в 30-е годы в Голливуде Эйзенштейн, а потому
призывал Штрауха биться, чтобы построить плацдарм для своей гениальности. Мы
приходим в век, взыскующий самозванства. Вспомните звезд 50-60-х. Синатра. Он вообще кажется
клерком. А «Битлз»? Они тоже были похожи на клерков - пиджачки, галстучки. Это
совсем не мешало им стать звездами. А как выглядят поп-звезды сегодняшние?
Один наголо обрит, у другого - пол-лица замазано синей краской. Где только не
проколоты дырки и не понавешаны серьги! Нас окружает мир постмодернизма, где
самонадеянность и агрессивность - желанные качества, позволяющие что-то
сделать. Прежде качество было важней обертки. Сегодня обертка важней качества.
Чтобы тебя хоть как-то заметили. Как тут обойтись без самозванства! Как слышать
будущего зов! Невольно приходишь к выводу: героическое время кончилось. Самобытность сама по себе перестала быть
необходимостью. Оригинальное сегодня - это то, что продается. То, что не
продается, не оригинально. Постмодернизм в своей основе весь заимствован из
прошлых лет. Произведения даже больших художников, таких, как Шнитке, состоят
из эклектических собраний сделанного до них. Что такое кино Тарантино, при всем
несомненном таланте автора? Ничто. Просто замечательный коктейль из всего на
свете. Раньше бы это называлось плагиатом, сегодня - заимствованием. Раньше за
это могли привлечь к суду, теперь - это норма. Начал это Энди Уорхолл.
Искусство все в принципе пришло к самоповторению, к умножению в дробленых
зеркалах. Любой художник сегодня кажется состоящим из цитат. Плохо это или
хорошо, не знаю. Но это так. 362 Кувалда рекламы неизмеримо сильнее хрупкого стекла
достоинств фильма. Две мои последние картины -«Ближний круг» и «Курочка Ряба» -
полностью провалились. Никто их не увидел, хотя, смею надеяться, это не
худшее, что было сделано в кино. Товар был, продавца не было. Продавец важней
товара. Когда вы открываете газету и видите на всю полосу
рекламу, а на соседней полосе рекламу другого фильма, на третьей — третьего и
где-то в самом конце в крошечном маленьком квадратике - «картина
Кончаловского», состязание заведомо проиграно, какой бы шедевр вы ни сняли. О
ком бы ни шла речь - о Тарковском, Бергмане, Феллини. Какое-то количество
зрителей они, конечно, соберут, еще не перевелись киноманы-фанатики, но сделать
картине успех они не в состоянии. Перед художником всегда стоит дилемма. С одной стороны,
хочется работать, не останавливаться, но если не останавливаться, особенно в
кино, то приходится делать то, что нужно. Ты становишься коммерческим режиссером.
Ты выражаешь уже не себя, а желания продюсера. Если же ты хочешь делать свои
картины, работать без остановки уже нельзя. Очень немногие режиссеры смогли,
оставаясь авторами, избежать перерывов. Феллини мог бы снять гораздо больше:
случалось, он не снимал по три, по четыре года. Он так и не сумел найти деньги
на свою последнюю картину. Не останавливаться, создавая свое кино, можно только
тогда, когда снимаешь на свои деньги. Как это делает, предположим, Вуди Аллен.
Но он и делает всегда очень малобюджетные картины. Звезды снимаются у него без
всякого гонорара - с Вуди Алленом можно работать бесплатно... |