Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Зайдем на минутку. Они зашли. В зале было пусто. - А где же зрители? — спросил Бондарчук. - Мои зрители все умерли, - сказал Феллини. Жил он после этого недолго. Ему уже было мучительно
трудно набрать хоть какие-то деньги, чтобы снимать. Медленно, но неумолимо отодвигается в прошлое эпоха
героической режиссуры - время, когда сама эта профессия была героической.
Режиссер был первооткрывателем. От него ждали откровения. Сегодня в это трудно
поверить, но на картины Антониони в Европе стояли очереди. Даже в том же самом
Голливуде сегодня невозможно было бы сделать картины, которые делались там в
40-50-е - «Отсюда и в вечность» Циннемана, «Лучшие годы нашей жизни» Уайлера,
«Сокровища Сьерра-Мадре» Хьюстона, «Касабланка» Майкла Кертица. Несчастный
конец, два главных героя убиты, женщина уезжает. Такая картина в сегодняшнем
Голливуде немыслима. Герой непременно должен победить в прямой физической
схватке с противником. Невозможно сделать картину без розового оптимистическо- 360 го финала. Почему так случилось? Причин много, но главная
- губительная роль масс-медиа. Телевидение не претендует на то, чтобы быть большим
искусством, его зритель не ждет от него этого. Телевидение изменило зрителя, и
сам зритель изменился. После войны сразу же повысилась рождаемость. Пережив
войну, самое страшное, что, казалось, больше никогда не должно повториться,
люди хотели родить ребенка. В 60-е годы в зрительные залы пришло целое
поколение новых детей. Тем, кто родился в 46-м, в 66-м было двадцать. Это поколение
не знало войны, голода, борьбы, героизма, предательства, не знало сложностей
философии. 14-15-летние подростки определили, какое кино надо делать. То, которое
они будут смотреть. Сегодня эти подростки уже родители, и новое поколение
подростков диктует кино новые законы. Оно уже совсем не такое, как в 60-е годы. Идет ускорение процесса жизни, а одновременно — иначе
не могло бы быть — и ускорение процесса восприятия. Значит, от режиссера
требуется ускорение изложения материала. Абстракционизм, Фрэнсис Бейкон, быстрый
монтаж, М-ТВ, смазанное изображение в окне летящего самолета или мчащегося
поезда - это то, как сегодняшний человек видит мир. Он уже не сидит на берегу
озера, долго-долго созерцая пейзаж. Для этого надо иметь время, а чтобы иметь
время, надо быть элитой, если не финансовой, то интеллектуальной. Новый зритель обращает внимание не на фильм как
произведение искусства, а на рекламу фильма. На упаковку. В Нью-Йорке, в
Лондоне, в Париже - наверное, только в этих трех городах можно вычитывать в
газете, где сегодня показывают Ренуара, Бергмана или малобюджетную
художественную продукцию. 90 процентов картин, идущих на экране, огромны по
постановочному масштабу, но не рассказывают ничего нового о человеке - грохочущая
реклама этих картин всепроникающа. Именно их и смотрит зритель. |