Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Реклама, маркетинг, упаковка - все это насильственно
формирует предпочтения, навязывает их. Потребителю не дают выбирать, ему
навязывают. «Не уверенные в 358 собственных принципах, - пишет Сорос, - люди все в
большей степени полагаются на деньги и на успех как критерии ценности.
Считается, что лучше то, что дороже. То, что в прошлом было профессиями,
становится формами бизнеса. Политиков, отстаивающих идеи, которые препятствуют
их избранию, списывают со счетов как любителей-неудачников. Предмет, который
когда-то был средством обмена (т. е. деньги. - А. К), узурпировал место
основополагающих ценностей, диаметрально перевернув отношения, постулированные
экономической теорией. Культ успеха вытеснил веру в принципы». Возможность действовать сегодня, исходя из нерыночных
ценностей, стала иллюзией. Жить и действовать можно, только полагаясь на
ценности рыночные - не этические. «Общество лишилось якоря», — пишет Сорос. И
это он говорит об открытом обществе! Парадокс! Социальный дарвинизм, который
взяли за норму открытые общества, принцип «выживает сильнейший», может
привести планету к драматическому итогу. Разрыв между богатыми и бедными все
более увеличивается. И будет увеличиваться, если не принять меры к его
сокращению. То есть вмешаться. Все понимают, что это необходимо, но и свободное
общество не готово еще включить ограничители человеческого эгоизма. Вмешаться
- это граничит с социализмом, а от него бегут, как черт от ладана. Хотя и
социализм бывает разным. Вот и получается, что, уходя от российской формы
коммунизма в густые дебри варварского капитализма, надо надеяться на то, что
где-то впереди нас ожидают те или иные формы государственного вмешательства, а
значит, те или иные производные от социализма. Пишу и сам удивляюсь, что
выступаю за это я. Я, мечтавший о том, чтобы советская система рухнула. Если перенести процесс размывания этических ценностей
на кинематограф, то там прослеживается все то же. Что произошло с кино за те 35
лет, что я в профессии? 359 Мы начинали в эпоху, когда примерами для нас были великие
мастера - Куросава, Бергман, Бюнюэль, Феллини, Джон Форд, Орсон Уэллс. Все они
великие индивидуальности и индивидуалисты. Пятнадцать лет послевоенного
развития кинематографа ознаменовались приходом в искусство кино того, что чуть
раньше уже произошло в литературе - чрезвычайного субъективизма в оценке реальности.
И, как следствие, героичности поступка. Творение большого режиссера было актом
героическим. Мало кого интересовало, есть успех у фильма или нет, собрал или не
собрал он кассу. Последними в этой плеяде, думаю, были Годар и Тарковский, хоть
как художники они на разных этических полюсах. Где-то в конце 80-х Феллини и Бондарчук ехали на машине
по Риму, Феллини неожиданно остановил у кинотеатра машину, сказал: |