Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Джордж Сорос в журнале «Атлантик мансли» поделился
своими соображениями по поводу глобализации рынка. Человек, которому капитализм
позволил заработать огромные миллиарды, рассуждает об... угрозе капитализма.
Или, более широко, об опасностях, подстерегающих мир в конце тысячелетия. Существовали две главные концепции общественного
устройства, внутри которых мы жили. Мир был поделен на открытые общества и
закрытые. Закрытое общество навязывало человеку свою, идеальную концепцию
мироустройства, открытое - давало возможность проявить себя, никак не
ограничивая. Противостояние двух концепций, как оказалось, было очень удобно
для всех. Внутри страны наши фильмы и награды им на кинофестивалях
рассматривались как победы советской идеологии, Запад же видел в них почтового
голубя, донесшего весть из тюрьмы. Теперь русское кино исключительность свою
потеряло, времена те кончились. Сорос исходит из того, что ни у кого нет монополии на
истину. Мы очень часто ведем себя так, будто имеем ее, точно знаем, как надо и
как не надо поступать. Но этой монополии не может быть в принципе, и по очень
простой причине. Абсолютная истина закрыта для нас уже в силу того, что мы
живем внутри этого мира. Если бы мы жили в другой Галактике, то, может быть,
сумели бы познать законы этой, поскольку были бы вне ее. Но 357 мы внутри, и потому наша оценка всегда зависит от того,
как мы хотим поступить, от нашей точки зрения, нашей системы
приоритетов, сколь бы не отличалась она от других. Христос, Иегова или Будда -
каждый в своей культуре почитается как единственный носитель истины, никому не
возбранено считать себя доверенным окончательной правоты. Сужу по себе. Когда мой отец лет шесть назад возмущался
происходящим в отечестве, тем, как немыслимо богатеют одни и как стремительно
нищают другие, я говорил: «Ну хорошо, папа, пускай богатые воруют. Главное,
чтобы они наворовали достаточно, чтобы стать капиталистами». Сегодня мое
отношение к этому заметно поменялось. Я тоже грешил верой в абсолютную истину.
Рынок казался мне системой саморегулирующейся и самодостаточной. Сорос очень
убедительно пишет о том, что нынешний рынок совсем не таков. Думать о саморегуляции,
как думалось во времена Адама Смита, когда экономическая теория создавалась,
заблуждение. Смит полагал, что тем, кто строит развитое экономическое
общество, присущи как само собой разумеющееся этические нормы, иными словами
Божий страх. Не убий, не укради. Б общем, будь порядочным. Но чем ближе мы к
концу века, тем очевиднее расплывчатость этических норм - попросту тем меньше
страха Божьего. Гершензон еще в начале века очень точно заметил, что
человеку достаточно было бы знать лишь одну тысячную божественной истины, чтобы
стать святым. Но факт остается фактом: человечество далеко не свято, ибо знать
истину и жить по истине - две разные вещи. Сегодняшнее развитие дикого,
варварского капитализма в России как раз и связано с тем, что рынок есть, а
принципов -нет. Никаких. Нет морали. Никто не живет по истине. |