Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Как незаметно бежит время! Спохватываясь, замечаешь,
что уже пришло новое кинематографическое поколение. Что удивляться? Это
естественно. Так и должно быть. А я, как ни странно, все еще считаю себя
начинающим. Ну, может, уже не совсем начинающим, но все еще 363 подающим надежды. Может, это оттого, что не снял своей
лучшей картины? Но все еще подаю надежды - себе, не другим. Очень много сил
невостребовано в жизни. Много сейчас режиссеров, которые не снимают — хорошие,
плохие, талантливые, не очень талантливые - все невостребованы. Стать нужным
сложнее, чем снять кино. Особенно в той среде, в которой мы оказались, - в как
бы капиталистической. Раньше все шло вроде бы само. Нашел сценарий - будешь
снимать, нет проблем. Сейчас надо доказать, что ты нужен. Попробуй докажи! Надо
уметь делать из себя товар. В России, хотим мы того или нет, вряд ли можно быть
свободным художником. Хочешь быть в порядке - дружи с властями. Не важно
какими: монархическими, коммунистическими, демократическими. Дружишь с царем
-ты на коне, не дружишь — пеняй на себя. Впрочем, это не только в России - в
других странах все то же самое, хоть, может быть, и не так явно. У нас же
наметанный глаз мгновенно и без ошибки выделяет прирученных художников. Они,
как зубры в Беловежской пуще, протоптали дорожки к специально для них
заготовленным кормушкам. Их приглашают в Кремль на праздничные обеды.
Посмотришь хронику в телевизоре, фотографии в газетах: кто-то что-то шепчет на
ухо Лужкову, кто-то маячит вблизи Ельцина. Даже фамилии называть не надо - они
у всех на слуху. Но ничего тут не поделаешь: это Россия. Надо иметь свою руку
при начальнике. Да и начальнику лестно иметь при себе художника. Я перечитал эти написанные всего несколько месяцев
назад строки и подивился тому, как быстро устаревают наши прежние
представления. Мы все еще не можем вытравить в себе остатки былого
интеллигентского подхода: мол, только те хорошие художники, которые с начальством
не дружат, а которые дружат - те нехорошие. Это точка зрения очень партийная,
хотя тех, кто ее высказывает (и меня, когда я ее придерживался), слово «партий- 364 ность» всегда приводило в ужас. Бывают великие художники,
которые в чести у начальства (достаточно вспомнить Веласкеса и Тициана или
хотя бы Галину Уланову), и бывают жуткие художники, при том что у начальства
они не в чести. Партийный признак оппозиции к власть имущим никогда не
является мерилом истинности искусства. А что истинно? Кто может ответить в мире, где ни у
кого нет монополии на истину? Итак, готовьтесь: наступает эпоха самозванства.
Уже наступила. СТРАХ БОЖИЙ ИЛИ СТРАХ КЕСАРЕВ?
Одно из капитальных заблуждений, от которого не без
труда избавляются сегодня социологи, - это то, что достаточно разрушить плохую
систему (не важно, плохую систему капитализма или плохую систему социализма),
чтобы жить на земле стало лучше. Разрушили капиталистическую систему, лучше
стало или хуже? Разрушили социалистическую - опять же, стало ли лучше? Уж точно,
не менее страшно, чем было. |