Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Он принадлежал к тому крылу русских художников, для
которых кумирами были французы — Сезанн, Дега. В пору своей жизни во Франции, в
Провансе, в начале века, он даже нашел картину Ван Гога. Он тогда жил в Арле, в
небольшом отеле, ему нужны были подрамники. Зашел к хозяину, спросил, не
найдется ли чего случаем. - У меня художники часто останавливались, посмотрите
на чердаке, кажется, там что-то есть. Дед поднялся наверх и нашел на чердаке картину с
пробитым где-то в середке холстом. Притащил к себе, отреставрировал, отдал
хозяину: — Берите! Неплохая живопись. Ван-Гог ведь тогда никакой ценности не представлял.
Хозяин в благодарность разрешил ему все лето жить бесплатно в отеле. Сейчас эта
картина стоила бы миллионы долларов, может даже, десятки миллионов... Если задаться вопросами, что есть русская культура, ответы
для славянофила-патриота могут оказаться весьма огорчительными. Откуда русская
иконопись? Из Византии, от греков. Откуда русский балет? Из Франции. Откуда
великий русский роман? Из Англии - от Диккенса. Пушкин без ошибок писал
по-французски, а по-русски -с ошибками. А ведь он - самый русский из поэтов!
Откуда{русский театр? Русская музыка?.. Русская культура впитала в себя
влияния и с Запада, и с Юго-Запада, с бассей- 37 на Средиземного моря, и с Востока. Не думаю, что одной
лишь русской культуре это свойственно - впитывать разнообразные культурные
модели, ассимилировать художественные стили. Но в России отзывчивость на
разнородные веяния особо велика. Именно это имел в виду Достоевский, говоря о
всемирности русской литературы. Что касается моего деда, то отзывчивость его была избирательного
свойства. Вся та ветвь изобразительного искусства, которая шла в Россию через
Германию, им заведомо отвергалась. В музыке из немцев признавались только Бах,
Моцарт, Бетховен. Про Вагнера лучше было не вспоминать, впрочем, как и про
Чайковского, поскольку он был вагнерианец. Всем свиньям дед давал вагнеровские
имена: свиноматка Изольда, Вотан, Тристан, произносившийся как Дристан,
Лоэнгрин. - Пришла пора резать Лоэнгрина. Русская музыка
кончалась на Мусоргском, русская поэзия - на Пушкине, русская живопись - на
Сурикове. Ахматова, Пастернак и весь Серебряный век русской поэзии в грош не
ставились. Кстати, одобрялись басни Михалкова. Бакст, Бенуа и все мирискусники
- чепуха, Малевич - шарлатан, все было разделено на лагери. Про Фалька дед
говорил, что он пишет фузой. Фуза - оставшаяся на палитре краска, которую в
конце рабочего дня соскребают мастихином и кладут в банку. Все краски в фузе
смешаны, цвет неопределенный, что-то вроде сметаны пополам с грязью. Дед был
сезаннистом, признавал только чистый цвет. Сезанновской теории частого цвета
следовали и Ван Гог, и Дюфи, и импрессионисты. На них для деда живопись
кончалась. |