Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Сохранилась афиша 1918 года — общественный суд над
Репиным в Политехническом музее. Футуристы, имажинисты, кубисты выволокли
старика на судилище и скопом распинали. Общественным обвинителем был
Кончаловский. Бабка моя вскакивала на стул, свистела и кричала: «Это не
искусство. Это натурализм». Зал 38 одобрительно топал ногами. Репин после этого навсегда
уехал в Финляндию. В этом смысле в доме царила партийность. В мою детскую
голову она не укладывалась, я уже был подростком, но не в состоянии был
понять, почему Сурикова любить можно, а Репина - категорически нет, почему
Мусоргский - это хорошо, а Чайковский - кошмар, ужас, сентиментальная пошлятина
и вообще никак кончить не может, играет, играет, шесть раз кончает и опять
играет. Мне пришлось долго набираться решимости, чтобы, уже покинув
консерваторию, сказать маме: «А знаешь, Чайковский — это не так уж плохо». Особенно нетерпимой была ба6ушка с ее взрывной
сибирско-французской помесью кровей и темпераментов. Никогда не забуду страшные
глаза, которые она нам делала: внуки трепетали перед ней как осиновые листы. ОТЕЦ
- У меня было очень мало друзей, - сказал мне отец.
-Много было приятелей и знакомых, но друзей мало. Кто у меня был настоящий
друг? Эль-Регистан, с которым войну прошел. Миша Кирсанов (он был военный
медик). Мы с ним на охоту выезжали. Три-четыре человека. У мамы друзей было много. Ее все обожали, общение с
ней всем очень много давало. Папа дать столько не мог. Он был продукт времени. Родился он в дворянской семье, дворян после революции
не жаловали, от былого богатства ничего не осталось. Отцу рано пришлось
зарабатывать на жизнь. Работал сначала разнорабочим на ткацкой фабрике, потом
- в геологоразведочной экспедиции в Восточном Казахстане. От прежних владений, домов в Москве и имений ничего
не осталось. Свое происхождение скрывали. Отец в анкетах писал: «Из служащих». 39 Не так давно отец долечивал перелом бедра в санатории
в Назарьево. Я приехал к нему. Двухэтажный старый особняк, достроенный и
перестроенный, отделанный туфом и мрамором, алюминиевые двери со стеклами -
архитектура брежневских времен. - Видишь это окно? - сказал отец. - Из него папа кидал
мне шоколадные конфеты. А я стоял вот здесь. Это было наше родовое имение, наш
дом. А возле церкви похоронен твой прапрадед, его супруга и многие из нашей
родни. Надо же было, чтобы именно в этот санаторий он попал! Отец мне как-то рассказывал, что его недолюбливал
Алексей Сурков, его родители были когда-то крепостными у Михалковых. Любопытно, как забытые, еще от «той жизни» связи оживают
в недавнем прошлом. В 60-е годы в «Метрополе» меня, тогда двадцатипятилетнего
студента, всегда заботливо-нежно встречал седенький швейцар, надевал пальто,
говорил: «Андрей Сергеевич»... |