Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В том, что касалось денег, мой прадед был крут. В маминой
книге о нем рассказано, как губернатор Великий князь Сергей Александрович
посетил его мастерскую и захотел купить один из этюдов к «Боярыне Морозовой». - Сколько стоит? - Эта вещь стоит десять тысяч, — ответил Суриков. По
тем временам цена совершенно неслыханная. Великий князь побледнел от
негодования. - У меня и денег таких нет! - Копите, Ваше Высочество, копите, - сказал Суриков на
прощание. 35 Нестерова, вместе с которым они писали в Киеве святых
в Софийском соборе, прадед корил за то, что при своей набожности тот не забывал
о тучных гонорарах от святых отцов. Святошество было ему ненавистно. - Он на небо-то поглядывает, а по земле-то пошаривает. Между большими художниками часто существует взаимное
неприятие. Кончаловский не скрывал своей нелюбви к Репину. В его доме я и
заикнуться не смел, что Репин - великий художник. Хотя, конечно же, мастер он
грандиозный, даже при том, что в плане социальном бывал порой конъюнктурен.
Клан Сурикова и клан Репина друг друга не признавали. Суриков учился цвету у
итальянцев, у испанцев, у Тициана. Веласкеса. Гойи. У Репина была иная школа. Суриков в каком-то смысле напоминает мне Шукшина, при
всем различии отразившихся в каждом эпох. В них обоих есть общее, корневое,
сибирское. Эта сибирская удаль, я думаю, в большей степени передалась Никите,
чем мне. В нем есть это русское героическое обаяние. вольница яицких казаков.
Я, скорее, пошел в литовцев, прабабку-француженку - в Кончаловскую материнскую
ветвь и в немцев (бабка отца была обрусевшая немка). В своих генах я действительно чувствую что-то от немцев.
Испытываю почти физиологическую потребность в развязывании узлов. Если вдруг
вижу узел или перекрученный телефонный шнур, готов потратить уйму времени
-лучше опоздаю, но не уйду, не развязав, не раскрутив их. Наверное, это
болезнь. Нормальный человек на подобные пустяки не обращает внимания. Худржникам воо6ще свойственна нетерпимость. Терпимость
может быть у философов, но когда дело касается художников, всегда
крайности. Достаточно посмотреть на моих коллег-режиссеров. Все разъединены,
мало кто выносит другого, способен терпеть другого, хотя при встречах
радушнейшие улыбки, все как у лучших друзей. Художник Кончаловский в этом
смысле был яростен, правда, 36 еще и ироничен. Грубости не допускал, но ирония его не
знала пощады. Ни одного из официальных художников не признавал. Александра
Герасимова, Президента Академии художеств, презирал, Кукрыниксов, любимцев
читателей газет и партийного начальства, вообще не считал художниками. Ирония
его распространялась не только на официальную советскую живописную элиту, но и
на мастеров, от нее далеких, сделавших себе имя еще до революции. Речь прежде
всего о художниках, придерживавшихся немецкой школы. Малевич, Петров-Водкин,
все, кто вышел из прославленного Баухауза, были ему чужды. |