Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Помните «Чайку» Чехова? Я - помню. А помните, что
писала о ней критика? Нет? Не странно ли? В определенном смысле художнику
везет, ибо, как правило, критические статьи печатаются на газетной бумаге,
которую наш предприимчивый народ использует для заворачивания селедки или для
иных, гигиенических надобностей, хотя общеизвестна антигигиеничность подобного
употребления ввиду вредоносности свинца, из коего льют печатные формы. Но ведь
это мы с вами не помним, что писала критика о «Чайке», а Антон Павлович
помнил! Поклялся в истерике никогда не писать для театра... Депрессия
Рахманинова после критических отзывов о Первой симфонии длилась три года. О
живом Врубеле критика вообще писала в прошлом времени. А что писали шведские
критики о Бергмане, левые итальянцы о Феллини? Где все эти статьи? Кто их
читает?.. В каждом человеке живет творец. В критике тоже живет
творец. Он в своем творчестве, так мне кажется, подсознательно хочет создать
художника по образу и подобию своему. Но если старания художника создать по
образу и подобию своему зрителя тщетны, то старания критиков по- 342 рой достигают успеха. Сколько художников растеряло крупицы
своей самобытности, стараясь быть ими обласканными! Сколько, в отчаянии от
разрушительной критики, забыли мерещившуюся им в темноте тайну! Только алмазная твердость, только прислушивание к
своему внутреннему пульсу, только, пусть вынужденное, презрение к навязываемому
извне мнению охраняет художника от разрушения. Отсюда надменная улыбка Врубеля:
«Ваше отрицание меня дает мне веру в себя». Отсюда признание Бергмана: «У
художника иногда возникает желание выйти на сцену, подойти к рампе, выблевать
в зрительный зал, а потом убежать за кулисы и повеситься». Однако всякая Божья тварь имеет свое место в природе,
и, стало быть, она нужна. Без мошкары переведется рыба в водоемах, крохотные
моллюски оберегают кита, выедая у него из-под кожи личинок... Нужен и критик.
Без него художник зарастет штампами, успокоится. К тому же, именно противостоя
критике, художник остается самим собой - имеется в виду любая критика, даже
хвалебная, может быть, более всего именно хвалебная, ибо очень часто успех
толкает художника на подсознательное самоповторение. Словом, ругают - плохо,
хвалят - тоже плохо. В Англии, не славящейся хорошей погодой, есть поговорка:
«Климат делает характер». На взаимоотношения художника с критиком это вполне
можно спроецировать... В «8 1/2» Феллини вокруг героя-режиссера вьется интеллектуал-критик.
Анализирует сценарий, высказывает претензии, пожелания, горячится, советует.
Советы умные, послушать их - на пользу... Но у художника одна мечта, как у
того самого вола, - взмахнуть хвостом и прихлопнуть. Чтоб не зудел над ухом. |