Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
...Три часа ночи. Слышу «голоса». В полусне нащупываю
карандаш и записываю: «Надо запретить всяческую художественную критику. За
исключением той, которая пишет только про меня и только хвалебно». 343 РОССИЯ И РЕЛИГИЯ
Эта книга пишется во время, когда в России начинается
религиозное возрождение. И само это возрождение, и освобождение религии от
гнета идеологии - бесспорно, замечательные факты нашего внутреннего, духовного
освобождения. Но одновременно с этим я с тревогой замечаю экзальтацию,
русскому характеру вообще очень свойственную, преувеличенно старательное
следование внешним сторонам и атрибутам религии. Я говорю сейчас не о том,
верить или не верить, ходить или не ходить в церковь, а о том, как
поляризовалось сознание людей. Пошло в ход деление на «наш» и «не наш». «Не
наш» — тот, кто верит в другого Бога, ходит не в нашу церковь. Мне давно уже
грустно наблюдать это, поскольку самому мне стоило больших трудов внутренне для
себя хоть в какой-то степени стать терпимым. Двадцать лет назад мне это совсем
не было свойственно, не говорю уж про тридцать. Сегодняшняя экзальтация, деление на православных и
инославных становятся настолько ярко выраженными, что, конечно же, я рискую
навлечь на себя темное облако подозрений, по меньшей мере - сожалений о моей
религиозной неразборчивости. Но тем не менее, мой читатель, не могу не
поделиться с тобой сомнениями, мучащими человека, который желает понять, зачем
он живет в этом мире. Речь о самом, может быть, интимном - о взаимоотношениях
человека и Бога. С чего начинаются взаимоотношения художника с властью?
Прежде всего они определяются культурой страны, где ты вырос, и здесь не
последнее место занимает религия. Ведь религия определяет форму
взаимоотношений человека и Бога, и если Бог есть власть в последней инстанции,
форма твоих взаимоотношений с Богом проецируется на форму взаимоотношений с
властью. Посмотрите на форму отношений между индивидуумом и
Богом в разных частях света, в разных религиях- 344 разница очевидна. В буддизме, где Бог разлит везде, отношения
с властью во всем о себе напоминают, но при этом не подавляют. В
мусульманских и православных странах отношения с Богом исключительно
иерархические, как бы по вертикали: Бог наверху, человек внизу. Давайте
посмотрим на маленькие детали, казалось бы, малозначительные, вроде бы сами
собой разумеющиеся. Обращали ли вы внимание, что в православной церкви общаться
с Богом можно только стоя; если вы хотите опуститься, то только на колени -
сидеть нельзя. Где еще существует подобное? В мусульманстве. Человек не имеет
права позволить себе сесть перед Господом. Хотя в религии о правах не
задумываются - ее принимают вместе со всеми ее нормами долженствования. А в католичестве сидеть перед ликом Бога можно, в нем
отношения с Богом либерализованы. Грех можно откупить, получить индульгенцию.
В протестантстве, утвердившемся в результате целого периода реформаторства,
религиозных войн, революций, либерализация отношений с Богом пошла еще дальше.
Человек как бы посадил Бога напротив себя за стол переговоров, отношения с ним
стали уже не вертикальными, а горизонтальными. Между человеком и Богом нет
никого, человек сам за себя отвечает, сам контролирует собственные поступки. |