Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
255 луждение! Кому-то было нужно, чтобы мы были в ссоре.
Художники, в особенности большие художники, всегда ревнивы к славе и успехам
своих коллег, а если еще эту ревность подогреть! В своих отношениях и с
Тарковским, и с иными товарищами по ремеслу я не раз мог почувствовать, что
некоторые люди очень хотят нас стравить... Интересно, а почему мои российские коллеги так охотно
верят, что их товарищ, волею судеб оказавшийся в жюри, топил их картину? В
любой другой стране в этом, по меньшей мере, усомнились бы - в России верят с
полной готовностью. Не потому ли, что сами бы именно так и поступили. Впрочем, возможно, были и примеры, заставляющие так
думать. Говорили, например, что Бондарчук на Каннском фестивале топил
«Ностальгию» Тарковского. Не уверен в этом, но даже если и так, надо отдать
Бондарчуку должное: человек он был прямой, в глаза не стеснялся говорить то
же, что за глаза. «Твои картины, — говорил он Тарковскому, - формализм, не
русские». Мог и я голосовать против, но к «Восхождению» это отношения не
имеет. Его я оцениваю очень высоко, это одна из лучших наших картин. Голосовал
я против только того, что мне не нравилось, - против «Взлета» Саввы Кулиша с
Евтушенко в роли Циолковского. Это было на Московском кинофестивале, я был в
жюри с Томом Лади, Ежи Кавалеровичем, председательствовал Ростоцкий. Меня вызвал Ермаш. Сказал: - Надо, чтобы наша картина получила премию. - Картина мне не нравится, — сказал я. - Но ты понимаешь, что надо? Я промолчал. Когда начали голосовать, мы с Томом Лади
дружно «Взлет» завалили (после чего Евтушенко перестал со мной разговаривать,
правда, на время), а первую премию дали «Кинолюбителю» Кислевского. Мы были
горды, вечером шли по коридорам «России», встретили Кислевского. Он посмотрел
на нас дикими глазами: 256 - Что вы сделали! - Мы дали тебе приз! - Зачем! Кто вас просил! Я же с ним не могу вернуться
в Польшу. Стыдно! Меня же до сих пор считали приличным человеком, а теперь я
привезу премию Московского фестиваля! На меня всех собак повесят! Мы действительно испортили ему жизнь. Варшавские
интеллектуалы смотрели на него с сожалением. Премия от москалей, от
коммунистов!.. Зато он легче смог получить в той же Польше новую постановку. ...После обеда у Джуисона был прием советской делегации
в режиссерской гильдии, я пришел на него с Билли Уайльдером. Привез его, он сам
машину не водил. В это время как раз я уже закончил «Дуэт для солиста». Вспоминаю
показ первого монтажного варианта Уайльдеру. Он посмотрел, сказал: - Тебе надо вырезать вот это, это слишком длинно, это
непонятно, это слишком художественно, это надо сократить... Он насоветовал мне массу поправок, причем достаточно
раздраженным тоном. Раздражение, думаю, шло от того, что я не оправдывал его
надежд. Он ждал, что после «Поезда-беглеца» я буду делать крепкое коммерческое
кино. А я снял камерную, интимную ленту. |