Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Потом был обед. Куросава сам делал суши, японское
блюдо из сырой рыбы. К тому времени мы чуть-чуть уже выпили. Разговор зашел о политике, Куросава высказал свои
симпатии к Ленину, сказал, что он великий человек. Я не удержался от
возражений. - Вот вы так о Ленине судите, потому что сами в его
стране не жили. Вы бы там сначала пожили... Возникла тяжелая пауза. Все затихли. Кроме нас, слышен
был только переводчик. Японцы сидели смертельно бледные. Куросава побагровел.
Стал говорить очень сердито. К тому времени мы уже усидели бутылку, не меньше,
и потому я так же сердито объяснял ему, что такое советская власть... Наверное,
у Куросавы Ленин навсегда стал олицетворением исторической силы, способной разрушить
в его стране то, что он хотел бы разрушить, -японский милитаризм, японскую
государственную иерархическую машину с трехсотлетней традицией. Я ведь не знал,
что Куросава однажды был арестован за то, что, напившись, кидал камни в
полицейский участок. Ему тогда уже было за шестьдесят. 252 Сидеть с Куросавой у подножия Фудзиямы и есть суши
- это похоже на строчку из стихотворения Шпаликова. Куросава, Фудзияма,
суши - в этом что-то даже из иронического набора. У меня сохранилась
фотография, тогда снятая. Куросава согласился, чтобы кино снимал я. Но потом,
когда я приехал уже с картиной, отказался меня увидеть. Возможно, воспринял
меня как человека, поддавшегося американской империалистической идеологии. После этого свидания японцы со мной вежливо кланялись,
но смотрели с опаской. Странно! Я лишь потом вспомнил, что во время встречи все
молчали: разговаривали только двое - он и я. Куросава - мой любимейший режиссер. Когда что-то не
получается, не ясно, как снимать, смотрю Куросаву. Достаточно двух-трех его картин,
чтобы пришло понимание, как решать эту сцену, этот образ. Шекспир,
шекспировский художник - по силе, по ясности, по мужеству взгляда на мир. УАЙЛЬДЕР
Билли Уайльдер появился в моей жизни тогда, когда моя
звезда стала восходить в Голливуде. Восходила она недолго, но тем не менее
такой момент был. Восхождение началось после «Поезда-беглеца». Этот
фильм был событием, хоть сам я этого события не почувствовал. Если бы лента
делалась в какой-то другой кинокомпании, а не в «Кэнноне» Голана-Глобуса, звезда
моя поднялась бы гораздо выше. Они совершенно не умели коммерчески прокатывать
картины, «Поезд-беглец» в американском прокате был убит, как и все, что я для
них снял. Помню, Йорам сказал мне с очень гордым видом,
многозначительно подмигнув: 253 - Мы такой кинотеатр взяли в Нью-Йорке для проката
твоего «Поезда-беглеца»! Называется «Литл Карнеги», прямо в «Карнеги-холле». Вскоре после этого раздался звонок. Звонил Милош
Форман: - Андронку! Только что посмотрел твою картину. Слушай,
какая она замечательная! Как она мне нравится! Я тебя поздравляю! Но почему ее
показывают в таком хреновом кинотеатре? |