Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Но роль отца в картине поначалу я представлял совсем
иной. Мне казалось, что это мог бы сыграть Берт Ланкастер и все мои беды из-за
его не вовремя случившейся операции на сердце. Теперь я понимаю, что и
Ланкастер бы не сыграл. Просто потому, что этот характер не свойствен
англо-саксонскому поведению. Ну не исключаю, еще мог бы быть подобного типа пьяница-ирландец,
хотя тоже живущий не в Америке. Если бы я снял все так, как было задумано, с
этой пьяной свирепостью, с битьем в кровь друг друга, все, все пришлось бы
вырезать. Получилось бы так же нелогично, как картина Кустурицы из
американской жизни. Он снял американских актеров, но 248 заставил их вести себя как югославы - плакать, падать
на колени, бить друг другу морды, целоваться взасос... Получается странное
зрелище. Американцы так себя не ведут. Если это про американцев, то про
сумасшедших. А будь его героями югославы, все было бы нормально. Так они и
должны себя вести. Нельзя втискивать поведение одной нации в ментальность
другой. Возникает очень серьезный перекос, зритель недоумевает... Неполучившуюся линию я из картины выбросил и сумел сделать
это почти незаметно. Но один шовчик остался - в так называемой сцене ожидания:
она моет посуду, он играет мячиком о стенку. Эта пауза понадобилась из-за
того, что вылетело подряд сразу несколько сцен. И все-таки, думаю, картина
удалась в монтаже, потому что по структуре она очень медленная, в очень плавном
меланхолическом ритме, даже элегическом, так сказать, элегия с эмоциональными
взрывами. Замедленности ритма зритель не ощущает, потому что сама картина
короткая. Критика признала «Возлюбленных Марии» самым русским
фильмом, когда-либо снятым в Америке. Правда, и это признали не сразу. Первая
большая статья обо мне в «Америкэн Синема» (это теоретический киножурнал, довольно
неплохой, издаваемый «Америкэн филм инститьют») появилась уже после «Поезда-беглеца»,
хотя написана была сразу после «Возлюбленных Марии». Просто лежала в редакции.
Сочли, что я не заслуживаю внимания. И только после второго фильма добавили о
нем несколько строк и поставили в номер. Помню слова, сказанные мне Форманом в Нью-Йорке
(наконец-то я привез туда банки не с икрой, а с кинолентой): - Не думал, что у тебя здесь что-то получится. Думал,
ты так и уедешь... 249 КУРОСАВА, ФУДЗИЯМА, СУШИ
1983 год. Мне позвонил Том Лади. В это время он уже
работал у Копполы, был продюсером по специальным проектам. - Копполе позвонил Куросава, - сказал Том. — Просит
найти американского режиссера на сценарий «Поезд-беглец». Фрэнсис думает
предложить его тебе. У меня перехватило дыхание. - Сейчас он тебе позвонит. Коппола позвонил. - Андрей, вот есть такой сценарий. Не хочешь ли поставить? В Америке у Куросавы было два близких ему человека -
Коппола и Лукас, они помогли ему довести до экрана «Кагемусю» («Тень воина»),
сами профинансировали завершение съемок, без их участия фильма просто бы не
было. После этого у Куросавы с Копполой сложились доверительные отношения. |