Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Мне нравится эта картина. Я старался построить ее по
законам музыкальной формы. В ней есть рифмы-образы. Каждый такой рифмующийся
образ больше чем символ. Образы повторяются, создавая подобие рондо. Руки. Крупные планы рук. Руки на кровати. На перекладине
кровати. Руки нервные. Руки потные. Руки страстные. Руки в ужасе. Руки в
кошмаре - когда ему снится крыса. Руки, вцепившиеся в перекладину кровати -
когда у Марии оргазм в финале. Такими же повторами идет спинка стула, спина на
кровати, крыса. По набору образов «Возлюбленные Марии» - картина для
меня минималистская. Я старался, чтобы ее образы были очень сдержаны, даже
статичны. С точки зрения фабульной, зачем пять раз показывать один и тот же
стул, зачем снова и снова показывать руки. Но этим, мне кажется, достигается
музыкальное переплетение сюжетных линий, создаются рифмы. Я хотел сделать
внешне очень простую, но внутренне достаточно сложную картину. Самое трудное,
я думаю, говорить просто о сложном, понятно о непонятном. Пастернак имел полное
право писать стихи, полные темного смысла. В его время это 245 было естественно, нормально - во времена Пушкина такое
было бы недопустимо, поэт должен был быть ясен. Но Пастернак, сам начинавший со
стихов, очень неясных по смыслу, пришел в конце пути к великой простоте. Не обязательно, чтобы истинное произведение искусства
было шарадой. Зритель не должен ломать голову, что же такое имел в виду
режиссер. Если режиссер хотел то-то и то-то сказать, а зритель этого не понял,
ему очень удобно занять позицию непризнанного гения. Мол, зрители до меня не
доросли. Вот дорастут, тогда поймут. Я всегда считал, что рассказываемое
режиссером должно быть доступно, хотя вовсе не вульгаризировано или разжевано.
Смысл вещи не должен лежать на поверхности, но все-таки глубина ее должна
просвечивать. Чтобы понять, глубока ли вода, надо все-таки чувствовать дно. А
если сплошная темень, остается лишь гадать - то ли глубоко, то ли мелко, то ли
сто метров, то ли по колено. У великих - у Шекспира, у Куросавы - дно всегда
чувствуется - нужно только напрячь зрение. В «Возлюбленных Марии» до самого глубокого дна дойти
мне все же не удалось. Вопросы «комплекса Мадонны», импотенции, любви плотской
и любви духовной - все это в картине присутствует, но чтобы найти точный баланс
всему этому, рассказать об этом так, чтобы удовлетворяло меня самого, нужен
был бы несколько иной сценарий. Из картины пришлось вырезать сорок процентов сценарного
метража, все те куски, которые не получились совсем. А это прежде всего роль
отца. Я видел его чудаковатым, странным, все время пьяным, земным, плотским,
сумасшедше плотским. Это должен был быть террорист-бабник, врубелевский Пан с
корявыми руками или Вечный дед из моей «Сибириады», сыгранный Кадочниковым,
но только с угадываемой в нем могучей эротической потенцией. Она должна была
сквозить в том, как он глядит на женщин. В сценарии он страшно свирепел, уз- |