Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Приехав в Париж, позвонил ему. Вообще-то он говорит
по-русски, но мы разговаривали по-французски. Он назначил мне встречу в кафе
театра Буф дю Нор. Мелькала мыслишка, что все-таки это Брук, режиссер, первая
величина мирового театра, сейчас мы с ним куда-то закатимся, может в хороший
ресторан: на свои обедать в ресторане мне не по карману - пообедаем на его. Встретились на углу в задрипанном парижском кафе.
Табаком воняло - хоть нос затыкай. Заказали чай. Надежды на ресторан вмиг
истаяли. Очень хотелось посмотреть, как он работает. «Хорошо,
- сказал он, - приходите. У меня через час репетиция начнется». 204 Так я оказался в театре Брука. Обшарпанные стены,
разнокалиберные стулья - двух одинаковых нет. На сцене песок. Артисты сели в
кружок, взялись за руки, замолчали. Я открыл от изумления рот: что это? Они
просидели так минут пять, просто держась за руки, в кружке. Как мне потом
объяснили, Брук пытается вводить артистов в творческое состояние через
медитацию, через передачу энергии. Необычен был состав его труппы: французы,
американцы, итальянцы, два китайца, и все (кто не французы) играют на каком-то
ломаном французском. Было ощущение бродячего театра, семьи циркачей или
чего-то в этом роде... Он работал тогда над «Кармен», но пели совсем не
по-оперному - вполголоса. На сцене сидели три или четыре музыканта, актеры свои
арии негромко напевали и потрясающе играли. Речитативы были важнее самой
музыки. Музыка существовала лишь как дополнение к слову. Я был потрясен этим
представлением: впервые мне воочию показали, как из оперы можно убрать всю
оперность. Брук - один из тех режиссеров, кто помог понять, как,
не тронув текст, сделать его абсолютно театральным и в то же время остаться в
пределах грубо земного - во тьме низких истин, не поднимаясь к возвышающему
обману. На сцене была реальность, но в то же время это была театральная
реальность. Его восьмичасовой спектакль (он шел два вечера) - «Махабхарата» -
был чем-то фантастическим по простоте. Брук - один из немногих, кого
постмодернизм не коснулся. Основы и первоисточники его театра там, где играют
на ситаре, балалайке, гитаре -на инструментах, под которые поет самый простой
человек. Он всегда искал в этом кругу. Его театр - это действительно театр
наций. Там соединено все. Уже то хотя бы, что китаец может играть у него
Отелло, восхищает меня как сказка. И так во всем. В свои секреты он никого не пускал. Впрочем, может, и
секретов никаких не было? Нет, пожалуй, все-таки 205 были. Иначе зачем ассистентка в какой-то момент попросила:
«А сейчас вам нужно уйти». Ее словами как бы сам Брук вежливо говорил: «Вот это
мы вам показали. А дальше - закрыто. Для всех. Приходите на спектакль». Конечно, он, как и любой режиссер, диктатор. В его
театре - культ Брука. Так, думаю, и должно быть. Так и есть - у Стрелера, Питера
Холла, Гарольда Принса. |