Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Он надписал мне свою книжку, а много лет спустя позвонил
после премьеры моей парижской «Чайки», сказал: «Это первый Чехов, которого я
за последние пятнадцать лет видел». Услышать это от человека, перед которым
искренне преклоняюсь, было для меня огромным счастьем. ЛИВ
Читающим эту книгу, особенно людям меня знающим и,
может быть, женщинам, которых я любил, наверное, покажется странным, что я не
написал об очень многих, с кем мне было хорошо, интересно, кому я бесконечно благодарен
или даже, напротив, на кого держу черный зуб. Действительно, это так. Но я не
считаю эту книгу мемуарами: в ней я рассказываю, конечно, о себе, но не только
о себе - еще и о других, и потому пишу прежде всего о тех, о ком, как мне
кажется, интересно узнать тебе, мой читатель. В начале 70-х я был целиком поглощен Ингмаром
Бергманом. В те годы до нас довольно быстро доходили его последние фильмы -
«Персона», «Крики и шепоты» В «Персоне» в паре с Биби Андерсон впервые снялась
норвежка - Лив Ульман. После этой картины, кстати, Бергман разошелся с Биби и
женился на Лив Ульман. Началось все с того, что я, с простуженными легкими,
ходил по Ленинграду, температурил, бредил. Мне при- 206 снилась Лив Ульман. Я пошел на международный почтамт,
сказал: - Дайте мне телефон Лив Ульман. Удивились, но позвонили в Осло. Там тоже не нашли
телефон. Я знал, что Ульман играет в Национальном театре,
попросил соединить меня с театром. Удивились снова. Как-никак был 1974 год. В
1974-м люди у нас так себя не вели. Меня соединили. - Мне Лив Ульман, - сказал я. - Она на репетиции. У меня захолонуло сердце - значит, дозвонился. - А когда кончится репетиция? - Поздно кончится. Звоните завтра. Советскому человеку, вернее, бывшему советскому,
внутри себя уже понимающему, что он не советский, но думающему, что об этом еще
никто не знает, свойственно постоянно оглядываться. Помню, в начале 70-х у
меня было свидание с Биби Андерсон в Ленинграде. Мы договорились встретиться у
почтамта. Сам факт общения с иностранцем, тем более из «капиталистического
окружения», в те годы уже был страшным криминалом. Я так боялся слежки, что
прошел мимо нее почти как в плохих фильмах, прошептал на ходу: «Иди прямо по
этой улице, не поворачивай». Перешел на другую сторону, мы прошли, наверное,
километра три по разным сторонам, пока, наконец, не стало меньше народа и я
поверил, что за нами не следят. Только после этого я решился подойти к ней,
поцеловать руку, заговорить. ...На следующий день снова был на почтамте. Звонил я
оттуда по простой причине. Из дома, из гостиницы звонок «просвечен». «Где надо»
знают, кто звонил, кому звонил. А с переговорного пункта звонок анонимен,
документы не спрашивают, называйся какой хочешь фамилией. Я опять заказал Осло, Национальный театр, попросил Лив
Ульман. |