Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Яблоко. - А еще что? - Больше ничего. - Так. Но если посмотреть в микроскоп, будет видно
очень много микробов. Понимаешь? Они друг друга едят. Они знают о существовании
друг друга, но не знают о твоем существовании, так же как и ты не знаешь о
них. Ну может, и знаешь, но на тебя это никак не влияет. Если ты их съешь, они
не узнают о том, что ты их съел, они узнают только о том, что оказались в
другой флоре, к которой надо приспособляться. Это что, реа- 202 лизм? Или сюрреализм? Что мы видим? Что знаем и
представляем? Все - в поведении. В живописи сюрреализм начинается там, где
художник изменяет реальность. А кино не изменяет, оно отражает реальность, но
отражать ее нужно сюрреалистично. - Как? - В поведении. - У Феллини люди очень часто ведут себя сюрреалистично,
- говорю я. - Помните того человека в новелле «Бокаччио», который все время
дергает себя за ухо? - Не помню. Не видел, - говорит он, заметно посмурнев.
Ему интересно говорить только о себе. Я начинаю рассказывать о своей любви к Феллини. - Помните «8 1/2»? Какой там поразительный кусок,
когда герой стреляется под столом! Смотрит в зеркало, залезает под стол и
стреляется. Это же полнейшее выражение подсознания! - Нет, не видел, - мрачно повторяет Бюнюэль. Я рассказываю ему этот кусок. Говорю о потрясшем меня
финале с цирковыми оркестрантами, выходящими все в белом. - Ничего подобного, - поправляет Бюнюэль (к этому
моменту мы выпили еще), - они в цирковых костюмах. - Так вы ж не видели! - ловлю его на том, что он проболтался.
Выходит, все-таки видел. - Куски какие-то, кажется, видел, - заминает он щекотливый
вопрос. Я вел с ним студенческий разговор, был похож на теленка,
резвящегося вокруг матерого буйвола. К этому времени у Бюнюэля уже открылось
второе дыхание, он снял «Скромное очарование буржуазии». ...Он наливает еще по полстакана: - Идем! Заходим в спальню. Смятая кровать, на ней - старый
халат, никакой мебели, на стене - огромный Миро. Такая картина стоит миллиона
два долларов. С Миро они 203 дружили. Кажется, на картине была даже дарственная
надпись. - Вот мой любимый художник. Когда мне хочется
прогуляться, я беру бутылку виски или водки, сажусь вот на этот диван и смотрю
вот на эту картину. Только спустя время я понял, что он имел в виду. Но в
память врезалось: продавленный диванчик, смятая пижама, кровать и над ней -
огромный прекрасный Миро. Вот они какие, прогулки сюрреалиста - бесконечные
путешествия в мире нерасшифровываемых образов, ошеломляющего цвета, пятен и
красок. Мне давно уже надо ехать. Внизу ждало такси. От стакана
водки голова была тяжелой. На самолет «Аэрофлота» я успел. БРУК
Питер Брук вошел в мою жизнь, когда я прочитал его
книгу «Пустое пространство». На нее я ссылался по любому возможному поводу.
Она поражала спокойствием, полной открытостью, мужеством говорить без забрала.
Очень хотелось увидеть этого человека. |