Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Представлять Картье-Брессона вряд ли есть необходимость,
его фотографии знает весь мир, да и сам он со своей приросшей к руке «леечкой»
объездил, и не единожды, весь мир. Кино он очень любил, когда-то рабо- 200 тал ассистентом у Ренуара. Мы подружились. Я относился
к нему с обожанием. Храню все его книги с дарственными надписями: в один из
своих альбомов он даже вклеил оригинал фотографии «В публичном доме», приписал
внизу очень симпатичные и дружеские слова. Как-то разговаривая с ним, я обронил что-то о своей
любви к Бюнюэлю. - Хочешь с ним познакомиться? - спросил он. Нет надобности описывать мою реакцию. Драматизм ситуации
заключался в том, что на следующий день я улетал в Москву, уже были уложены
чемоданы. - Ничего, - сказал он, — я сейчас позвоню. И тут же
набрал номер. - У меня тут сейчас молодой человек. Он очень хочет с
тобой познакомиться. Русский режиссер. Я хочу, чтобы ты с ним встретился. Бюнюэль назначил в девять тридцать утра. В двенадцать
у меня самолет. Со своими неподъемными чемоданами еду на бульвар Распай -
хорошо, что это прямо по дороге в Орли. Стоит отель, небольшой, грязный,
поднимаюсь на третий этаж, звоню в дверь, открывает небритый, неприветливый тип
в пижаме. Квадратный череп, глаза навыкате. - Я тот самый русский режиссер, - говорю я. - Ты не похож на русского. - Но это все-таки я. - Ладно, проходи. Чувствую какую-то неловкость. Заявился к человеку с
раннего утра, он еще и побриться не успел. А главное, непонятно, о чем
говорить. Идем на кухню. Антураж почти советский - холодильник,
плита. Номер вообще почти пустой, мебели очень мало. Он открывает холодильник. - Ты какую будешь пить водку? У меня есть русская и
польская. 201 Водка с утра! Ё-моё! Он ставит на стол два стакана,
чуть поменьше, чем наши граненые, но тоже вполне вместительные. Мне было все
равно, какую пить, - кажется, я выбрал польскую. - Я предпочитаю «столи», - сказал он. Наливает по стакану, чокаемся, он говорит на ломаном
русском: «На здоровье», выпивает полстакана. До сих пор вспоминаю тошнотворный
вкус водки в полдесятого утра. Я тоже выпил полстакана, быстро захмелел. Говорю
о своих впечатлениях от его картин, он безразлично кивает головой. Его
интересует, как в Москве, что там у коммунистов, в нем еще живет его
республиканское, не остывшее со времен гражданской войны, прошлое. - Кино снимать можно? - Можно, только у меня две картины запрещены. - Понимаю. Но все-таки снимаете кино. Я рассказываю, какое впечатление произвели на нас с
Тарковским образы «Лос Ольвидадос», спрашиваю о сюрреализме, которым мы были
увлечены. - Да. Юность, юность... — говорит Бюнюэль и, хитро
взглянув, добавляет: - А вообще реализма нет, есть только сюрреализм. - В каком смысле? - А какая разница? Реализм, сюрреализм... Вот яблоко.
Ты что видишь? |