Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В 1988 году мы с Юрой Нагибиным писали сценарий
«Рахманинова». Он приехал ко мне на съемки «Гомера и Эдди». Ему было все
интересно. Снимал я в штате Орегон. Место красоты удивительной. Океан, скалы,
горы, леса стоят, река, обрывы, скалистые берега — очень мощная природа, то же
ощущение первозданной дикости и нетронутости, как у нас где-нибудь в Западной
Сибири. Юра приезжал с утра на съемки, брал для опохмелки
пивка, сидел нахохлившись в черном пальто на скамеечке. Холодно. По вечерам мы
пишем сценарий, днем он свободен. Я снял с ним какой-то кадр, чтобы просто оправдать
его присутствие, суточные, которые ему платят. Рядом я снимаю. Ему спокойно,
уютно. - Ты что такой грустный? - спрашиваю я. Он сидит,
смотрит вдаль. Течет река. Мощная, как Енисей. Горы. Красиво. - Сижу и думаю, - говорит он. - Вот видишь - река?
Такая же, как наша. И течет, как у нас. Но она, бл..., беспартийная. Горы
стоят, поросшие тайгой, хвоей - беспартийный лес. Видишь, чайка летит над
дымом, который из трубы идет. Беспартийная чайка. Понимаешь? И мне так от
этого гнусно... Так он себя чувствовал в 1988 году, когда уже была
перестройка и вроде все так переменилось. Но в главном Россия продолжала быть
прежней. Красивая страна, но все равно каждая елка в ней партийная... Все те же ощущения я пережил десятью годами раньше -
когда жевал сэндвич на зеленом хайлендском газоне. Системе я уже был
неподвластен. Незадолго до этого 199 была пышная премьера «Сибириады» в «Октябре». Ермаш
делал все, чтобы меня удержать. Шампанское лилось рекой. «Хочешь снимать «Рахманинова»,
сейчас запущу», - говорил он. Но в голове у меня было другое. Я думал: «Почему
Спасскому можно, а мне нельзя». Хотя знал, что Спасскому за свое законное право
жить за рубежом (он тоже был женат на иностранке) пришлось очень сурово
повоевать. Отъезд за границу означал выход из системы. Но за
выходом из одной системы последовал вход в другую. Игры с другой системой,
другой властью начались в Голливуде. Там не сразу, но пришлось убедиться, что
Голливуд - тот же самый ЦК КПСС, только в зеркальном отражении. Голливуд - это
собрание хорошо выглядящих или старающихся хорошо выглядеть загорелых,
наглаженных, наманикюренных перепуганных людей. Впрочем, о Голливуде позже. БЮНЮЭЛЬ
Когда началась моя парижская эпопея и Европа перестала
быть недосягаемой мечтой, Анри Ланглуа, президент Парижской синематеки,
устроил у себя просмотры «Первого учителя». В это время я уже был достаточно
известной фигурой во Франции. После огромной статьи Сартра об «Ивановом
детстве», после «Андрея Рублева» и «Первого учителя» мной заинтересовались
интеллектуалы. Одним из зрителей оказался Анри Картье-Брессон. «Первый учитель»
ему очень понравился, и прежде всего своей эстетикой, использованием случайных
композиций. Ланглуа познакомил меня с ним. |