Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Меня встретил Том Лади. В те годы он был очень левым,
троцкистом, изучал русскую литературу. Все, кто приезжал из России, в его среде
принимались с чрезвычайным энтузиазмом и интересом. Мы очень близки до сих
пор, он один из уникальных знатоков мирового кино, наизусть помнит, кто какую
картину снял, в каком году, сколько она длится - час сорок две минуты или час
сорок семь, прекрасно знает и все мировое кино, и кино советское. Со времени
нашей первой встречи Том Лади очень мало изменился. Он всегда был лысеющий, с
остатками волос на голове, бодрый, жизнерадостный, всегда готовый помочь.
Сейчас Том работает у Копполы... О Томе Лади могу рассказывать очень много. Он не раз
приезжал в Москву, ему и Бертолуччи я тайком показывал на «Мосфильме»
запрещенную «Асю Клячину». О, эти подпольные показы! Поддельные пропуска,
конспирация, затаенное дыхание, страх, что студийные стукачи пронюхают о
показе запрещенного детища иностранцам... После того показа Бернардо оказался у
Ермаша. 190 - Только что я видел лучший фильм советского кино, -
сказал он. - Какой? «Броненосец «Потемкин»? - - Нет, «Ася Клячина». У Ермаша вытянулась физиономия. Он соображал, каким
образом Кончаловский достал копию, где организовал просмотровый зал... Но это было намного позже, в 1973-м, а тогда, в
1969-м, стоял ноябрь, осень. В Сан-Франциско цветут деревья, вокруг небоскребы,
рядом залив. После просмотра ко мне подходили многие, я был редкой диковиной.
Ведь это 1969 год, война во Вьетнаме, расцвет хиппи, «поколение цветов»... Том подвел ко мне высокую женщину. - Познакомься. Вива. Мне это имя ничего не говорило. Вива была похожа на
Грету Гарбо. Высокая блондинка, очень красивая, слегка сутулая, с острыми
плечами. - Хотите пойти на концерт «Джеферсон
Айрплейн»?-сказала Вива. «Джеферсон Айрплейн» - знаменитая рок-группа, из ряда
самых прославленных, таких, как «Доорс», «Ху», «Роллинг-стоунз». - Да, - говорю, - конечно. - Я возьму вас с собой. Мы поехали. Огромный стадион. Вокруг полиция. Огромные
полицейские в черной форме, на поясе - наручники, рядом наган, тут же газовый
баллончик, с другого бока - рация. Все подогнано, темные очки. Для меня они как
инопланетяне. Стоят, никого не пропускают. - Я - Вива. А это - со мной. - Йес, мэм. Пожалуйста. У нее черный развевающийся плащ, она широко шагает.
Еле поспеваю за ней. Билетов у нас никаких. Кто такая Вива? Почему полиция
берет перед ней под козырек? Потом я узнал, что она - фо- 191 томодель, звезда. Снималась в поставангардистских фильмах
Энди Уорхолла. Ее знала вся Америка. Где-то у меня лежит ее книга, которую она
прислала спустя десять лет. Входим в зал. Гремит, грохочет оркестр. Рок-н-ролл.
Гигантские динамики. Я же никогда ничего подобного не слышал! Невозможно
объяснить, как в 1969-м это действовало на советского человека. Не знаю,
сколько децибел сотрясают воздух. Под крышей стадиона - тридцать тысяч, хиппи
в джинсах, без рубашек, на теле татуировки. Пахнет каким-то странным табаком,
такого запаха я прежде не нюхал. |