Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Желание выхода из системы особенно обострилось, когда
Андрей уехал снимать «Ностальгию». Тогда и начался новый виток моих
взаимоотношений с властью. Я хотел уехать на год, мне не дали разрешения. Ермаш
чувствовал, что я гляжу на Запад, понимал, что никакими запретительными
способами меня удержать нельзя -я был женат на иностранке (хоть давно уже и не
жил с женой), у меня была дочь в Париже, имел полное право вообще уехать,
выбрать как «частное лицо» другую страну проживания. Когда я попросил разрешения уехать на год, меня вызвал
Ермаш. Система пыталась затащить меня назад, тем более что я снял «Романс о
влюбленных», картину, системе понравившуюся. Меня приглашали в партию - в то
время несколько кинематографистов в нее вступили. Первый раз пригласили где-то в году 1973-м. Я сказал: 188 - Знаете, я не готов. Не знал, как отвертеться. В партию я не рвался, чувствовал,
что таланта у меня достаточно, могу прожить и беспартийным. Партия нужна
посредственностям, без нее им в обществе не продвинуться. Когда приглашали в очередной раз, я сказал: - Знаете, у меня третья жена, к тому же — француженка.
Не думаю, что я заслуживаю. - Ну ничего. - Нет, нет. Я все-таки человек, не очень для вас подходящий. В следующий раз приглашал меня Агеев, директор нашего
объединения: - Вот, Андрей Сергеевич, хотим принять вас в партию. - Знаете, Владимир Юрьевич, я в Бога верю. Тогда я уже снимал «Сибириаду», мог позволить себе
сказать такое. Агеев оглянулся и побежал. Боже, что за время было! Человек
озирается по сторонам, боится, что при нем сказали про Бога. Не слышал ли
кто-нибудь? Трудно поверить. МОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ
Одновременно с открытием Европы происходило мое
открытие Америки. Началось оно в 1969-м, когда директор киноархива в
университете Беркли Том Лади пригласил меня с «Дворянским гнездом» на
фестиваль в Сан-Франциско. Я уже побывал в Венеции, в Париже, в Лондоне, был
подготовлен к «другой жизни», но Америка буквально обрушилась на меня. Мы
прилетели в день премьеры моей картины. Только успели принять душ и пошли сразу
вверх, в горочку (весь город состоит из подъемов и спусков), к Дворцу кино, где
проходил фестиваль. Перед дворцом была толпа, мы стояли среди нее где-то по- 189 ближе к входу - вдруг раздался хохот, началась паника,
суета, куда-то бросилась полиция. На красном ковре, по которому участники
фестиваля входили в фойе, стоял человек в черном смокинге, и в него летело
что-то белое, мгновенно залепившее ему лицо, обмазавшее весь костюм. И во
второго, и в третьего, парадно-торжественно одетого, летели пышные торты,
точь-в-точь какими кидались комики в немых мак-сеннетовских лентах. Всю
американскую делегацию какие-то шутники закидали тортами со взбитыми сливками. Для человека, приехавшего из Москвы, готовившегося к
торжественной премьере, это было невообразимо. Я не понимал, что происходит.
Кто с кем сводил счеты и ради чего учинен скандал... Хохот, полисмены, кого-то
ведут. «А что, если начнут кидаться в меня? У меня же единственный костюм!» Я
боялся войти во дворец. |