Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

В потоке постмодернистских фильмов, изобилующих цитатами, «Бойцовскому клубу» удалось занять особое положение и завоевать сердца зрителей благодаря тому, что он рассматривает и анализирует циничную отстраненность человека, развенчивает эту отстраненность и спрашивает: «А что же дальше?» Когда Тайлер и Джек знакомятся друг с другом, между ними происходит следующий диалог:

Тайлер Дёрден: Вы очень умны. Джек: Спасибо.

Тайлер Дёрден: Ну и как вам с этим живется?

Джек: С чем?

Тайлер Дёрден: С умом.

Этот обмен репликами — блестящий способ поддразнить аудиторию. Режиссер знает, что зрителям шутка понятна. Он не собирается обсуждать ее. И здесь проверяется, насколько действенным является этот прием. По сути, фильм вопрошает нас: «Д. что, если какой бы то ки было смысл появляется только тогда, когда мы решаем, что больше не несем ответственности за свои собственные жизни?»

бразилии [brazil

Год

Режиссер Сценарий

Продолжительность Страна

1985

Терри Гиллиам

Терри Гиллиам, Чарльз Мак-Кеон

и Том Стоппард

131 минута, 142 минуты

(США, режиссерский монтаж)

Великобритания

английский

ВСЕГО ЛИШЬ ЦАРСТВО РАЗУМА

Когда Кафка писал свой «Процесс», он лишил сюжет каких-либо примет конкретной истории, сделав эту книгу актуальной на все времена. Однако, когда Джордж Ору-злл в 1948 году написал роман «1984», он посчитал необходимым внести туда некоторые элементы футурологии. Когда Терри Гиллиам объединил обе эти истории в своем интеллектуально насыщенном и визуально выразительном шедевре «Бразилия», одним из многих его изобретений было, по его собственному признанию, решение делать одновременно современный фильм и фильм, стоящий вне времени. Вот почему он создал свою собственную «мета-реальность».

В «Бразилии» типичное западное общество попадает в сложную бюрократическую сеть. Простейшие действия сопровождаются оформлением целой горы всевозможных документов, и необходимость строго придерживаться бюрократических процедур лишает людей способности критически относиться к пошлости и жестокости общества, в котором они живут. Сэм Лоури (Джонатан Прайс) — рядовой чиновник, работающий в скромном правительственном

Министерстве управления информацией. К ужасу своей матери, принадлежащей к высшему классу общества, Сэм

уже несколько раз отказывался от перевода в более престижное Министерство исправления информации. Он предпочитает жить тихо и счастливо, исполняя роль маленького зубчика в шестеренке гигантской машины. Но когда Сэм засыпает, ему снится, как он летит по прекрасному голубому небу к женщине своей мечты.

Однажды некий жучок (в прямом значении слова) становится виновником целого урагана ошибок системы. Собственно, запрос был сделан на арест человека по имени Арчибальд «Гарри» Таттл (Роберт де Ниро) — неугомонного борца за свободу, мастера по ремонту кондиционеров, который систематически отказывается играть по правилам Центральных служб (главного хозяйственного органа). К несчастью, во время обработки запроса в пишущую машинку случайно падает жучок, и документ по ошибке заполняется на фамилию Баттл. В результате подвергается аресту и затем погибает невинный человек,


Предыдущая Следующая