Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Марла снова появляется на горизонте и начинает спать с Тайлером. Но это только секс; она предпочитает общество Джека, который по-прежнему не испытывает к ней ничего, кроме неприязни. Тем временем клуб превращается в разновидность военизированного культа с жесткой дисциплиной. Мы узнаём, что Тайлер тайно объездил десятки городов, организовал десятки бойцовских клубов и завербовал сотни потенциальных террористов, чтобы с их помощью установить анархию и разрушить «корпоративный» буржуазный мир. Конечная цель Тайлера — завербовать достаточное количество служащих и клерков, чтобы взорвать несколько самых важных офисных зданий и тем самым уничтожить всю финансовую документацию в стране. Конечно, трудно согласиться с тем, что фильм, снятый на главной американской киностудии с участием "Г7 одного из самых звездных актеров в мире, может считаться подрывным. Но подрывным его делает именно тот факт, что этот дерзкий выпад в адрес потребительского общества мог быть сделан с использованием ресурсов и оборудования самой лучшей студии в стране. А появление Мита Лоуфа в такой пронзительной и вызывающей острое сочувствие роли сделало бы подрывным любое кино. Режиссер Дэвид Финчер явно использовал все приемы, наработанные им прежде, в том числе на таком знаменитом фильме, как «Семь» (1995), чтобы протащить малоизвестный роман, сочиненный автомехаником Ча-ком Палаником, через огонь, воду и медные трубы кинопроизводства. В условиях, когда режиссер находится ' в зените славы, а главную роль исполняет настолько известный актер, что само его имя служит гарантией успеха, такой риск вполне оправдан. Следует отметить, что год появления «Бойцовского клуба» вообще был очень удачным для американского кино. В 1999 году появились «Быть Джоном Малковичем», «Магнолия», «Академия Рашмор», «Три короля» и «Красота по-американски». Может быть, это связано с психозом конца тысячелетия или с тем фактом, что кинокомпании на тот момент исчерпали все мыслимые возможности и востребованными стали короткие «фильмы без причудливого, высосанного из пальца сюжета». Какой бы ни была истинная причина, каждая новая лента, только разжигала зрительский интерес и увеличивала шансы на коммерческий успех следующей. Все вышеназванные картины были новаторскими и яркими, их создатели шли на рискованные новации как в отношении формы, так к в плане содержания. Каждый из этих фильмов отражал усталость Америки от усредненной, бездумной, раздутой, отфильтрованной корпорациями (и тем более ядовитой), Л8 алчной, эгоцентричной, все заполонившей массовой культуры. Главное отличие «Бойцовского клуба.» от других новаторских кинолент — его неуемная, кипучая энергия. Даже когда фильм перекочевал из кинотеатров повторного проката на видеокассеты, он сохранял популярность и охотно разбирался на выходные или на. ночь. Он продолжал быть умным, глубоким и веселым одновременно. Веселым? Разве агрессивное, напряженное действие может быть веселым? Да, иногда боль сочетается со смехом. И пусть финал кажется неправдоподобным — это не имеет значения, потому что фильм разрушает себя с самого начала, дерзко призывая постоянно помнить, что это только кино. В одном из эпизодов (когда Джек пытается убедить Мар-лу уехать из города на автобусе) на заднем плане мелькает пара кинотеатров с рекламой идущих там фильмов; «Семь лет в Тибете» (1997, в главной роли Брэд Питт), «Народ против Ларри Флинта» (1996, в главной роли Нортон) и «Крылья голубки» (1997, в главной роли Картер). Впрочем, самому фильму на это наплевать, |