Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

щения пятидесятилетних, полные горечи от впустую прожитых лет, неиспользованных шансов и неосуществленных планов. В то же время в метафорическом плане В. ставит проблему национального чешского характера, "маленького чешского человека" среди больших исторических событий. Горечь рефлектирующей прозы "Золотого ренета" сменяет не менее горькая рефлектирующая лирика меланхоличного "Романса для корнета" о любви деревенских Ромео и Джульетты, утраченной во имя безличного нравственного императива. Завершает этот творческий взлет экранизация романа В. Каплицкого "Молот против ведьм", суровый и безжалостный фильм об инквизиторских процессах, проходивших в Чехии в XVIII в., но однозначно напоминавших о судебных разбирательствах и репрессиях в период культа личности в Чехии 50-х. Концепции исторического фильма как выражения (и оправдания) внутренней политики власти (гуситская трилогия и др. ф.) В. противопоставил взгляд на ход истории с точки зрения взаимоотношений человека, общества и власти, по-новому освещая рельеф хорошо известных исторических событий.

В период т.н. "нормализации" В. возвращается к старым опробованным тематическо-идеологическим схемам и монументальному академическому стилю, реанимируя фальсифицированную и упрощенную историчность, склонность к батальным сценам, костюмности, холодному изложению, убивающему драматический нерв. Снимает фильмы о недавней и далекой истории чешского народа: "Дни предательства", "Соколово", "Освобождение Праги" и др., новые версии своих старых фильмов ("Темное солнце" по "Кракатиту" К. Чапека), серию биографических лент, героями которых становятся официально одобренные деятели национальной истории и культуры ("Странствия Яна Амоса", "Олдржих и Вожена" и др.).

Вавра неоднократно награждался престижными государственными наградами, включая Орден труда (1961) и Орден республики (1981). Получил все звания, присуждаемые в стране деятелям культуры, — заслуженный художник, 1955; народный художник, 1968.

В 1982 г. он выпустил книгу "Раздумья режиссера" о кинематографических проблемах, возникавших в процессе создания собственных фильмов, и их возможных решениях.

Г. Компаниченко

Фильмография: "Свет пронзает тьму" к/м),

вем в Праге" (Zijemev Praze, к/м), 1934; "Ноябрь" (Listopad, к/м), 1935; "Верблюд проходит через игольное ушко" (Velbloud uchemjehly, совм. с X. Хаасом), 1936; "Философская история" (Filozofska historie); "Девственность" (Panenstvi), оба— 1937; "Цех кутногорскихдев" (Cech panen kut-nohorskych), 1938; "Юмореска" (Humo-reska); "Волшебный дом" (Kouzelnydûm), "Девушка в голубом" (Dfvkav modrém), все — 1939; "Пациентка доктора Хегеля" (Pacientka doktora Hegla); "Любовница в маске" (Maskovana milenka), "Сказка мая" (Pohadka mâje), "Афера с Рубенсом" (Podvod s Pubensem, к/м), все — 1940; "Турбина" (Turbina), 1941; "Зачарованная" (Okouzlenâ); "Сейчас приду" (Pfijdu lined), "Счастливого пути!" (St'astnou cestu!), все — 1942; "Розина-подкидыш" (Rozina-sebranec), "Родина встречает II" (Vlastvita II, док.), оба — 1945; "Путь к баррикадам" (Cesta k barikàdam, док.), "Беспечный бакалавр" (Nezbednybakalaf), оба — 1946; "Кракатит" (KraKatit), "Предчувствие" (Predtucha), оба — 1947; "Немая баррикада" (Nëmâbarikada); "Революционный 1848" (Revolucni 1848), оба —


Предыдущая Следующая