Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Библиография: Московский П.В. Кинорежиссер Отакар Вавра. М., 1964; Ком-паниченко Г.Н. Отакар Вавра. Летописец национальной истории // Кино Чехословакии. М. 1986; Rozhovor temëf heneracni. Hovofi Otakar Vavra, Frantisek Hrubîn, Jan Zalman // Film a doba. Praha, 1967/5; Bartoskovà Sana, Bartosek Lubos. Otakar Vavra // Filmove profily. Praha,1986; Zalman Jan. Umlceny film. Praha, 1993. *31 * режиссерская энциклопедия. кино европы вавра ОТАКАР чиваться ограничениями, связывающими по рукам и ногам художника и делающими невозможным творческий взлет. В это время В. более или менее удачно экранизирует роман Ржезача "Наступление" и создает гуситскую трилогию ("Ян Гус", "ЯнЖижка", "Против всех"), отмеченную сильным влиянием академизма. Холодный академизм сопутствует и большинству его фильмов, пошшгпихся на рубеже 50—60-хгг.: "Гражданин Брих" по Яну Отчена-шеку, "Первая спасательная" по Карелу Чапеку, "Полицейский час" по одноименному роману Гезы Вчелич-ки, "Горячее сердце", посвященное жизни и творчеству писательницы Вожены Немцовой, облик которой претерпел значительные изменения в соответствии с идеологическими схемами времени. С 1956 г. В. — педагог, а затем профессор и руководитель кафедры теле- и кинорежиссуры Киноакадемии (ФАМУ), сочетающий бесспорное художественное дарование с высокой образованностью, безупречным владением режиссерской профессией и несомненным педагогическим талантом. В его мастерской учились Хигипова, Мендель, Шорм и другие режиссеры "новой чехословацкой волны". Этапным в творческой жизни режиссера стало обращение к творчеству одного из самых глубоких лирических талантов Чехии поэта и писателя Франтишека Грубина. В экраЕгизациях, последовавших одна задругой в начале 60-х, В. поднимает тему общечеловеческих ценностей, по-новому осмысляя чешский национальный характер. Неудачное "Августовское воскресенье" было еще лишь свидетельством нового тематического поворота в творчестве режиссера и как бы подтверждало распространенное мнение об исчерпанности В. как художника. О шако в период самых больших успехов режиссеров "новой волны" В. снимает три фильма, заставивших говорить о "втором дыхании" и новых творческих импульсах мэтра отечественной кинематографии. Ностальгический "Золотой ренет" с его размытым сюжетом построен на искусстве улавливания тончайших нюансов настроений, эмоций, движений души, проглядывающих во внешних действиях. Герой фильма, человек, всю жизнь старавшийся избегать конфликтов, в зрелом возрасте возвращается в родной дом и подводит итоги прожитой жизни. Сдержанный стиль без излишней драмапизации мучительного психологического кризиса отразил ощу- |