Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Еще в студенческие годы, задолго до "Черного Петра", Ф. задумывает снять фильм по роману Шодер-ло де Лакло "Опасные связи", но свой замысел осуществляет лишь в 1987 г., оставаясь при этом верным идеям молодости. В снятом с истинно французским изяществом, легкостью и лукавым галльским юмором "Вальмоне" с первых кадров возникает тема "Черного Петра" — молодых, стремящихся познать мир и используемых взрослыми в собственных грязных целях. В "Черном Петре" это ученик продавца, нанятый подглядывать за покупателями и заниматься доносительством, в "Вальмоне" — молоденькая Сесиль, становящаяся орудием мести в руках коварной маркизы де Мертей, в результате чего юный Данзени разочаровывается в жизни, а сама Се-силь теряет честь и ждет внебрачного ребенка. Тот же мотив проходит через большинство американских фильмов Ф., а их персонажи (Билли — "Кто-то пролетел над гнездом кукушки", Клод — "Волосы", пиротехник — "Рэгтайм", Моцарт — "Амадеус") вышли из "Черного Петра" и даже внешне напоминают Владимира Пухольта (единственного профессионального актера в чешских работах Ф.), герой которого взирает на мир с недоуменной вопрошающей улыбкой. Во всех работах, посвященных Америке, за исключением "Отрыва", Ф. опирается на добротный литературный ("Кто-то пролетел над гнездом кукушки", "Рэгтайм") или сценический ("Амадеус", "Волосы") материал. Лишь в конце 90-х начинается новый этап в творчестве Ф., когда он отказывается от литературных и иных "посредников" и напрямую обращается к современной американской действительности и реальным лицам, снимая по оригинальным сценариям скандальную ленту "Народ против Лэрри Флинта" (1997, "Золотой медведь" на МКФ в Берлине; две номинации на "Оскара") о знаменитом издателе порножурналов. Правда, скандал вызвал постер (афиша), где Вуди Харрелсон, имитируя распятие на фоне обнаженной женской фигуры, вызвал гнев ревнителей нравственности, которые назвали фильм порнографическим, и "Человек на Луне" (1999) о последних годах жизни комедианта Энди Рауфмана (умер в 1984 г.), которого с блеском играет комедиант Джим Кэрри. Г. Компаниченко Фильмография: "Конкурс" (Konkurs, к/м), "Не будь этой музыки" (Kdyby ty muziky nebyly, к/м), оба — 1963; "Черный Петр" (Септу Petr/Petr and Paula), 1964; "Любовные похождения одной блондинки" (Lasky jedneplavovlasky), 1965; "Хорошо оплаченная прогулка" (Dobfe placera prochazka, тв, совм. сЯ. Рогачем), 1966; "Горит, моя милая", или "Бал пожарников" (Hon,та panenko), 1967; "Отрыв" (Taking Oft), 1971; "Глазами восьми", новелла "Десятиборье" (Visions of Eight, The Deathlon), 1973; "Кто-то пролетел над гнездом кукушки" (One Flew Over the Cuckoo's Nest), 1975; "Волосы" (Hair), 1979; "Рэгтайм" (Ragtime), 1981; "Амадеус" (Amadeus), 1984; "Вальмон" (Valmont), 1989; "Народ против Лэрри Флинта" (The People vs. Larry Flynt), 1997; "Человек на Луне" (The Man on the Moon), 1999; |