Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Сочинения: Форман М. Круговорот. Ваг-риус, М., 1999. Библиография: Бочек Я. Современная чехословацкая кинематография 1945—1965. Прага, 1966; Интервью Милоша Формана о фильме "Человек на Луне". // Коммерсант 18 дек. 1999 (№235); A.J. Liehm. Pribehy Milose Formana. INC, Toronto. Ont. Canada, 1976; J. Zalman. Umlceny film. CFA, Praha, 1993. ФРАНЖЮ ЖОРЖ (Franju Georges). Французский кинорежиссер. Родился 12 апреля 1912 г. в г. Фужер, умер в 1987 г. в Париже. Работал театральным художником и журналистом. Вместе с Анри Ланг-луа основал один из первых киноклубов, а затем Французскую кинотеку (1936). С 1938 по 1945 г. был исполнительным секретарем Международной федерации киноархивов (ФИАФ). С 1945 по 1953 г. работал под руководством Жана Пенлеве генеральным секретарем Института научного кино. В течение многих лет снимал документальные фильмы (свой первый, еще любительский, фильм "Метро" снял вместе с А. Ланглуа в 1934 г.). В послевоенные годы Ф. становится одним из самых известных европейских документалистов. Мировую известность принесли режиссеру фильмы "Кровь животных" (1949, о парижской бойне), антивоенная лента "Отель Инвалидов" (1951), "Великий Мельес" (1952), "Месье и мадам Кюри" (1954), "Национальный Народный театр" (1956), "Нотр-Дам, собор Парижской Богоматери" (1957) и др. Его первый игровой полнометражный фильм "Головой об стену" (1958, по Эрве Базену), посвященный бесчеловечности французской психиатрии, вызвал широкую общественную дискуссию. Жан-Люк Годар сказал об этой картине: "Фильм безумца о безумцах, но фильм безумной красоты". В последующих лентах Ф. все определеннее проявляется склонность режиссера к психологической фантастике и патологии обыденной жизни ("Глаза без лица", 1959; "Жюдекс", 1963, поставленный в знак уважения к классическому одноименному фильму Луи Фейада). Значительную часть творчества Ф. составляют экранизации классических произведений французской литературы, в частности "Тереза Дескейру" (1962, по роману Франсуа Мориака), "Самозванец Тома" (1965, по Жану Кок-то), "Грех аббата Муре" (1970, по Эмилю Золя). В середине 70-х гг. покидает кинематограф и возвращается в театр, одновременно работая на телевидении. М. Черненко Фильмография: "Отель Инвалидов" (Hôtel des Invalides, док.), 1951; "Великий Мельес" (Le Grand Melies, док.), 1952; "Месье и мадам Кюри" (Monsieur et Madame Curie, док.), 1954; "Национальный Народный театр" (Théâtre National populaire, док.) 1956; "Нотр-Дам, собор Па- * 167* режиссерская энциклопедия. кино европы фрич мартин рижской Богоматери" (Notre Dame — cathédrale de Paris, док.), 1957; "Головой об стену" (La tête contre les murs), 1958; "Глаза без лица" (Les yeux sans visage), 1959; "Полный свет на убийцу" (Pleins feux sur l'assassin), 1960; "Тереза Дескейру" (Teresa Desqueroux), 1962; "Жюдекс" (Ju-dex), 1963; "Самозванец Тома" (Thomas l'imposteur), 1965; "Грех аббата Муре" (Га Faute de l'abbé Mouret), 1970; "Пояс тени" (La ligne d'ombre), 1971; "Красные ночи" (Nuits rouges), 1974. |