Предыдущая Следующая
Все эти ленты были рассказаны как притчи, в которых угадывались сложные политические реалии Италии рубежа 60—70-х гг. В этих картинах нашли отражение этапы зарождения молодежной Контестации, ее ниспровергательский дух, ее утопические иллюзии, ее анархизм. В 1977 г. Тавиани поставили фильм "Отец-хозяин" по автобиографической книге профессора-лингвиста Г. Ледды о судьбе паренька, которого отец в возрасте 7 лет отправил в горы пасти овец. Только через 10 лет юноша спустился с гор. Все эти годы он не видел людей, практически не слышал человеческой речи, сам не мог говорить. "Тарзан" XX века, он бросил вызов отцу-хозяину, превратившему сына в раба, и отправился в город, где поступил в школу, затем в университет, стал профессором языкознания. Тема бунта здесь из плоскости политической переведена в плоскость личностную. Контестация в этой новой интерпретации уже не революция, а совокупность частных побед над рутиной, патриархальностью и старой моралью, когда отец — власть, а ребенок — раб. В этой картине Та-виани довели до совершенства свою поэтику, превратив пейзаж в самостоятельную сюжетообразующую составляющую. Из противопоставления одинокого ребенка и дикой мощной природы гор рождалась тема стойкости и величия человека. Картина "Отец-хозяин" получила гл. пр. и пр. ФИПРЕССИ МКФ в Каннах. В 1979 г. Тавиани в фильме "Луг" вновь вернулись к молодежной теме, решив посмотреть, что стало с участниками Контестации спустя 10 лет. Их итог печален: они либо потеряли почву под ногами, либо стали похожими на отцов. Фильм "Луг" завершил молодежную тему
в творчестве Тавиани. Они и сами повзрослели, перейдя к созданию авторско-коммерческих лент. И на этом поприще преуспели. В 1982 г. режиссеры сделали фильм-притчу "Ночь святого Лоренцо" о том, как итальянские крестьяне из Тосканы решили направиться навстречу американцам-освободителям и были преданы фанатичными последователями дуче, которые устроили им засаду в местной церкви. История исхода крестьян, ставших настоящими героями Сопротивления, рассказана от первого лица. Старик, участник тех событий, чудом оставшийся в живых, выступает в роли сказителя и хранителя народного эпоса. Подвиг простых крестьян, отказавшихся предать свои идеалы и мечту о свободе, увиденный и пережитый человеком из народа, в его переложении приобретает масштаб народного мифа, которому, как мифам о богах и титанах, предстоит жить в веках. "Ночь святого Лорен-цо" также была удостоена спец. пр. МКФ в Каннах и номинирована на премию "Оскар". Фильм "Хаос" экранизация рассказов Л. Пирандел-ло напоминает "Декамерон" Бок-каччо. Новеллы рассказаны с удивительным юмором и поэтичностью. Живописность киноизображения поставлена во главу фильма. На втором месте вереница колоритных народных характеров и ярких житейских сценок, в которых рождается образ итальянца-южанина, известного своим темпераментом, предрассудками и хитростью. "Доброе утро, Вавилон" — масштабное полотно о становлении кинематографа и Голливуда, о первых кинематографистах, многие из которых рекрутировались из итальянских эмигрантов. Следующая лента "И во тьме светит солнце" была экранизацией "Отца Сергия" Л. Толстого. Новый большой успех выпал на долю картины "Пора цветения", в которой воспевалась пора юности в тенетах любви, романтических грез и тайн. В фильме "Избирательное сродство" по одноименному роману И.В. Гёте Тавиани вслед за великим немецким поэтом и драматургом, как и они, познавшим период "бури и натиска", рассказывают историю молодых буржуа, которые стремятся к запретному плоду свободной любви, но в последний момент верность родительской морали побеждает. В картине, как обычно у Тавиани, много блестящих актерских работ — И. Юппер, Ф. Бенти-вольо, Ж.Х. Англад и др., великолепна операторская работа и музыка. Вообще форма все чаще доминиру-
Предыдущая Следующая
|