Предыдущая Следующая
витое представление об облике бога, которого
я пытаюсь
материализовать.
В рабочем дневнике
того периода я коротко свожу
счеты и с самим Бергманом:
Удивительное впечатление
от Petite Symphonic con-
certante Франка Мартена.
Начало в высшей степе-
ни приятное, оно мне показалось
красивым и тро-
гательным. Но вдруг
я понял, что эта музыка по-
====================================================================
К стр. 252
Мартен Франк (1890 - 1974) - швейцарский композитор.
Petite Symphonic concertante - произведение
для клавесина,
арфы, фортепиано и двух струнных оркестров
(1945).
===================================================================
253
хожа на мои фильмы. Я когда-то
говорил, что хо-
чу делать
фильмы так, как Барток пишет музыку.
А в
действительности делаю их так, как
Франк
Мартен
- свою Симфонию, что отнюдь не
прибав-
ляет мне
радости. Не могу сказать, что это плохая
музыка,
наоборот, она безупречна, прекрасна
и
трогательна
и вдобавок исключительно изысканна
в звуковом
смысле. Но у меня есть сильное ощу-
щение,
что она поверхностна, что использует мыс-
ли, не
додуманные до конца, прибегает к эффек-
там,
которые немного превосходят ее возможно-
сти. Кэби
говорит, что я не прав. Но я все-таки
продолжаю сомневаться
и весьма расстроен.
Это написано в конце марта - начале апреля 1960 года,
еще раньше, чем "Как в зеркале" обрело твердые очерта-
ния. Я по-прежнему на пути к другому фильму:
Карин хочет,
чтобы Мартин, ее муж, помолился
богу, который в противном случае может стать
опасным. Она пытается его заставить. В конце
концов ему приходится позвать на помощь Давида,
и они делают ей укол. И она прямиком уходит в
свой мир за обоями.
12 апреля я пишу в рабочем дневнике:
Не сентиментальничай
с болезнью Карин. Покажи
ее во всей ее жуткой выразитльности. Не пытайся из-
влечь массу искусных эффектов из того факта, что
она переживает бога.
Страстная пятница 1960 года:
Желание работать, сосредоточиться. А возможно,
и выкинуть разные дьявольские штучки, хотя что
254
из этого
выйдет, неизвестно. Размышляю над
фильмом, и вот до чего
додумался: если мы попы-
таемся представить себе
бога, если попытаемся его
материализовать, то
получится прямо-таки отвра-
тительный тип со многими
ликами.
Затронув реально существую
ее понятие бога, я размале-
вал его любовной косметикой. Я защищаюсь
от того, что уг-
рожало моей собственной жизни.
С Давидом, отцом
и писателем, возникли проблемы.
В нем слились два вида бессознательной
лжи: моей собст-
венной и Гуннара Бьернстранда.
Общими усилиями нам
удается получить жуткое варево.
Гуннар перешел
в католичество, наверняка глубоко
искренно и страстно стремясь к истине.
И тут-то я даю ему
немыслимо поверхностный
текст. У него нет ни малейшей
возможности, как мне представляется
Предыдущая Следующая
|