Предыдущая Следующая
Альберт Эма-
249
нуэль Фоглер в "Лице". Поэтому "Лицо" - картина чест-
ная, а "Как в зеркале" - трюк.
Лучшее, что есть в
"Как в зеркале", тоже берет свое
начало в наших с Кзби отношениях. Благодаря ей я стал
прилично разбираться в музыке. И это помогло мне найти
форму камерной пьесы. Между камерной пьесой и камер-
ной музыкой границ почти нет, как нет ее и между присущи-
ми и кинематографу, и музыке способами выражения.
Еще только приступая
к планированию работы над
картиной, тогда называвшейся "Обои", я записал в рабочем
дневнике: "Это будет история поперек, а не вдоль. Черт его
знает, как это сделать". Запись помечена первым днем Но-
вого, 1966 года, и я хотя и выразился несколько странно,
точно понимаю, что имею в виду: фильм должен проникнуть
в неиспробованные глубины.
Рабочий дневник (середина
марта):
С ней говорит
бог. Она полна смирения и кротости
перед этим богом,
которому молится. Бог и черен,
и светел. Иногда
он дает ей непонятные повеления
- пить соленую
воду, убивать животных и т. д. Но
иногда преисполнен
любви и вызывает у нее силь-
ные эмоции,
даже сексуальные. Он нисходит к
ней, переодевшись
Минусом, ее младшим братом.
В то же время
бог заставляет ее отказаться от сво-
его брака. Она
- невеста, ожидающая жениха, по-
зтому обязана
сохранить чистоту. Она затягивает в
свой мир Минуса.
И тот охотно, с энтузиазмом за
ней следует,
ибо находится в пограничной стране
полового созревания.
Бог в предостережение дела-
ет Мартина и
Давида подозрительными в ее гла-
зах. Зато Минуса
наделяет самыми примечатель-
ными свойствами.
-----------------------------------------------------------------------
Харриет Андерссон в роли Карин: "Пограничная линия, которую она
должна переступить, - необычный узор обоев".
-----------------------------------------------------------------------
252
В глубине души я хотел, очевидно, описать случай религи-
озной истерии или, если желаете, шизофрении с религиоз-
ными симптомами.
Мартин, законный супруг,
начинает борьбу с этим
богом, чтобы вернуть
Карин обратно в свой мир.
Но, поскольку он человек
очевидностей, его уси-
лия должны быть бесперспективными.
Далее в рабочем дневнике написано:
Бог нисходит в человека,
поселяется в нем. Снача-
ла он лишь голос, тяжкое
знание или приказ. Гроз-
ный или умоляющий, отвратительный,
но и возбу-
ждающий. Потом он проявляет
себя все сильнее, и
человеку приходится. испытать
власть бога, нау-
читься его любить, приносить
себя в жертву, его
принуждают к предельной
преданности полнейшей
пустоте. Когда эта пустота
достигнута, бог овладе-
вает человеком и его руками
вершит свои дела.
После чего бросает его опустошенным
и выжжен-
ным, не оставляя возможности
продолжать жить в
этом мире. Именно это и
происходит с Карин. А
граница, которую она должна
переступить, - не-
обычный узор обоев.
Параллельно с красивыми словами тут кроется
некое ядо-
Предыдущая Следующая
|