Предыдущая Следующая
=====================================================================
145
вовало духу 40-х годов и, в общем, было намного хуже, чем
"Правдивая история".
Мучаясь
сомнениями, я отдал сценарий Лоренсу
Мармстедту со словами "Не придавай этому особого значе-
ния, но, если будет как-нибудь время и желание, посмотри".
"СФ" я не оставил даже шанса. Понимал, что бесполезно.
Через два дня Лоренс позвонил и в своей обычной обтека-
емой манере сказал: "Очень трогательно, уж и не знаю, мо-
жет, все-таки стоит попробовать". Может? "Трогательно,
но за душу не хватает! Кто узнает! Может, все-таки?
Сколько тебе нужно времени?"
Восемнадцать
дней, не меньше восемнадцати дней,
ответил я. Мы обсудили кандидатуры актеров, и он обзво-
нил их, говоря: "Обычных гонораров не ждите. потому что
это художественный фильм, ради искусства надо чем-то
жертвовать. Я сам ни гроша не имею, рассчитываю на де-
сять процентов от прибыли". Прибыли не было и в помине!
"Тюрьму"
безо всяких на то оснований посчитали
типичным фильмом 40-х годов. Причина крылась и в на-
звании, и в профессии Тумаса, которого играет Биргер
Мальмстен - как журналист и писатель он по логике вещей
самым непосредственным образом участвовал в литератур-
ной жизни 40-х годов. Но сходство это поверхностно. Я
лично не поддерживал никаких контактов со шведскими ли-
тературными кругами тех лет, а писатели не поддерживали
никаких контактов со мной. Если они и имели какое-нибудь
мнение обо мне, то его можно выразить словами Гуннара
Оллена, когда он, будучи ответственным за отбор драмати-
ческих произведений для радио, вернул мне пьесу "К моему
ужасу" со следующей запиской: "К сожалению, настояще-
го писателя из тебя, Ингмар, никогда не выйдет, но не сда-
вайся! С сердечным приветом!"
Итак,
"Тюрьму" предполагалось делать как низко-
146
затратный фильм. Лоренс Мармстедт предоставил мне сво-
боду действий при условии, что я уложусь в значительно бо-
лее низкую, чем обычно, смету. Расход пленки был тоже
строго ограничен: восемь тысяч метров и ни метра больше!
Стоявшие передо мной проблемы подстегнули мою творче-
скую фантазию, и я написал статью, где изложил эти эконо-
мические и практические условия.
Делай дешевый фильм, самый дешевый из всех,
когда-либо ставившихся на шведских студиях, и
тебе будет дана полная свобода творить по собст-
венным совести и разумению.
По этой причине я принялся урезать статьи
расходов по всей расчетной смете. Программа по-
лучилась следующая: сократить количество съе-
мочных дней. Ограничить объем строительных ра-
бот. Никаких статистов. Полное или почти полное
отсутствие музыки, Запрет на сверхурочную рабо-
ту. Ограниченный расход пленки. Натурные съем-
ки без звука и света. Все репетиции проводить вне
пределов съемочного времени. Начинать рано ут-
ром. Избегать ненужных съемок. Тщательная раз-
работка сценария.
Предыдущая Следующая
|