Предыдущая Следующая
качались в детстве.
Вижу сцену - две сестры обедают, умиро-
творенно, с достоинством, одетые в черное. А мол-
чаливая Анна им прислуживает.
Вижу сцену -
сестры в отчаянии стискива-
ют в ладонях лица друг друга, держатся за руки, но
говорить не могут.
26 апреля:
В сущности, мне следовало бы посвятить
фильм Агне фон Крузенштерне. Думаю, самые
поразительные и очевидные импульсы возникли у
меня при перечитывании ее романов.
Харриет Андерссон в роли Агнес.
100
28 апреля:
Немножко начинает раскрываться? Или по-преж-
нему стоит, отвернувшись, не желая говорить со
мной? (Подумай, Бергман, о том, что тебе пред-
стоит работать с четырьмя женщинами, сознающи-
ми, о чем идет речь! И сумевшими воплотить все!)
30 апреля:
Может, все-таки попробовать написать одну-две
строчки, несмотря на головную боль, полное спо-
койствие и легкое чувство тоски и разочарования?
Но утренняя прогулка была полезной. "Прикосно-
вение" теперь меня больше не волнует. Наводит
жуткую скуку.
Иногда у меня возникает соблазн сделать
картину в виде одного цельного куска без пауз или
"эпизодов" - если бы мне удалось этого добиться.
Все ненужное - ошибочно. Единственное,
что нужно, - вот это единое и незыблемое.
Пролог с четырьмя женщинами в белом в
красной комнате.
Смерть Агнес с необходимой прорисовкой
деталей.
Агнес не мертва.
Что происходит, когда Агнес не умирает, а
просит о помощи.
Женственность Анны.
Две женщины перед дверью. Жалобы Агнес
затихают. Изменившиеся конечности.
Эпилог: по комнате движутся четыре жен-
щины, сейчас они в черном. Покойная Агнес стоит
посреди комнаты, закрывая лицо руками.
(Да, это, во всяком случае, решено и подпи-
В парке замка Таксинге.
102
сано. Я не могу отринуть видение, столь долго и
упорно меня преследовавшее. Оно не может оши-
баться. Хотя мой разум, или как там этот скучный
аппарат называется, говорит мне, чтобы я послал
все к чертовой бабушке.)
Так-то вот.
12 мая:
Писать сценарии как длинное, нежное послание
актерам и техперсоналу - по-моему, это здорово.
Все время комментировать то, что видишь, то, что
происходит. Откинуть словесную шелуху. Непре-
рывно поддерживать контакт с теми, кто будет де-
лать фильм.
23 мая:
Похоже, я схожу с ума. С конкретного мимолетно-
го сна я съехал на какое-то скучное психологизи-
рованное описание без пауз и напряженности. Это
недопустимо и в то же время в определенной сте-
пени объясняет мое отвращение и чувство тщет-
ности.
26 мая:
Визит доктора, грузного, бледного, любезного, хо-
лодного господина. Он лечит маленькую дочку
Анны. Дочь Марии сладко спит в разукрашенной
детской. Соблазнение. Доктор и Мария перед зер-
калом, кстати, он все время называет ее Мари. За-
конный супруг грозится застрелиться. Ему все из-
вестно про ее измены и т.д. и т.п.
К слову сказать, сегодня я вешу пять тонн и
еще сотню-другую килограммов.
103
К началу съемок осенью 1971 года мы нашли примечатель-
Предыдущая Следующая
|