Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая



И, наконец, уже выпустив фильм "Фанни и Александр"

(1982) и работая над телефильмом " После репетиции", Бергман вдруг

начнет злиться на Ингрид Тулин, которая на съемках одного кадра во

всех дублях плакала после слов "Ты считаешь, что мой инструмент ис-

порчен навсегда?". Актриса играла актрису и как бы примеряла эту ре-

плику на себя. Бергман потому и злился, что переадресовал данный во-

прос себе. И переадресовал, как известно, не случайно: с тех пор он
не

работает в кино.


Бергман предпочитал делать "относительно искренние и бес-

стыдно личные фильмы". И эта собственная его характеристика отно-

8



сится не только к "Вечеру шутов". "Я создал
плохие фильмы, близкие

моему сердцу, - напишет он в своей
книге. - И объективно хорошие

фильмы, которые мне безразличны.
Некоторые ленты до смешного

подчинены изменчивости моих собственных
взглядов. Бывает, услышу

благожелательный отзыв о какой-нибудь из моих картин и
тут же с ра-

достью соглашаюсь - да, мне она тоже нравится". Чего он
всегда стре-

мился избегать, так это делать бергмановские фильмы,
как, например,

Бунюэль, который, по его мнению,
в основном только бунюэлевские

фильмы и делал; или как Феллини, который в
конце своего творчества

тоже не избежал феллиниевских картин.
Наверное, Бергман потому и

обьявлял время от времени о своем уходе из кино,
что боялся сделать

бергмановский фильм.


Подобные опасения могут казаться неуместными, когда
опыт

прожитых лет и накопленное мастерство
вроде бы должны надежно

страховать от самоповторов и канонизации себя, но именно
они-то, как

правило, и усыпляют первооткрывательскую
бдительность, тормозят

движение вперед.


С момента "молчания" самого Бергмана-кинорежиссера
в ки-

нематографе выросла целая "семья Бергмана",
прежде всего, из числа

прямых его соратников, детей соратников, а также
тех, кто экранизи-

рует его прозу. "Благие намерения" перенес
на экран датчанин Билле

Аугуст, "Воскресного ребенка" - сын Бергмана
Даниэль. Сын бергма-

новского оператора Нюквиста Карл-Густав
поставил фильм "Женщи-

на на крыше". А вот послужной
список старших членов "семьи Берг-

манов", попробовавших себя в режиссуре:
"Бык" Свена Нюквиста,

"Катинка" Макса фон Сюдова, "Софи"
и " Исповедальные беседы"

Лив Ульман, два фильма Эрланда Юсефсона и т.д.


Легче всего отнестись к перечисленным работам
снисходи-

тельно, отдав должное способностям их создателей,
но и намекнув при

этом на неизбежное якобы их эпигонство. Да,
разные по своим худо-

жественным достоинствам, все это несомненно
бергмановские фильмы,

в той или иной степени наследуя открытия великого
мастера, явно не

портят общей картины мирового кино.


Продолжение Бергмана неизбежно. Как
неизбежно продол-

жение Стриндберга или продолжение
Чехова. Впрочем, это уже фан-

Предыдущая Следующая