Предыдущая Следующая
И, наконец, уже выпустив фильм "Фанни и Александр"
(1982) и работая над телефильмом " После репетиции", Бергман вдруг
начнет злиться на Ингрид Тулин, которая на съемках одного кадра во
всех дублях плакала после слов "Ты считаешь, что мой инструмент ис-
порчен навсегда?". Актриса играла актрису и как бы примеряла эту ре-
плику на себя. Бергман потому и злился, что переадресовал данный во-
прос себе. И переадресовал, как известно, не случайно: с тех пор он
не
работает в кино.
Бергман предпочитал делать "относительно искренние и бес-
стыдно личные фильмы". И эта собственная его характеристика отно-
8
сится не только к "Вечеру шутов". "Я создал
плохие фильмы, близкие
моему сердцу, - напишет он в своей
книге. - И объективно хорошие
фильмы, которые мне безразличны.
Некоторые ленты до смешного
подчинены изменчивости моих собственных
взглядов. Бывает, услышу
благожелательный отзыв о какой-нибудь из моих картин и
тут же с ра-
достью соглашаюсь - да, мне она тоже нравится". Чего он
всегда стре-
мился избегать, так это делать бергмановские фильмы,
как, например,
Бунюэль, который, по его мнению,
в основном только бунюэлевские
фильмы и делал; или как Феллини, который в
конце своего творчества
тоже не избежал феллиниевских картин.
Наверное, Бергман потому и
обьявлял время от времени о своем уходе из кино,
что боялся сделать
бергмановский фильм.
Подобные опасения могут казаться неуместными, когда
опыт
прожитых лет и накопленное мастерство
вроде бы должны надежно
страховать от самоповторов и канонизации себя, но именно
они-то, как
правило, и усыпляют первооткрывательскую
бдительность, тормозят
движение вперед.
С момента "молчания" самого Бергмана-кинорежиссера
в ки-
нематографе выросла целая "семья Бергмана",
прежде всего, из числа
прямых его соратников, детей соратников, а также
тех, кто экранизи-
рует его прозу. "Благие намерения" перенес
на экран датчанин Билле
Аугуст, "Воскресного ребенка" - сын Бергмана
Даниэль. Сын бергма-
новского оператора Нюквиста Карл-Густав
поставил фильм "Женщи-
на на крыше". А вот послужной
список старших членов "семьи Берг-
манов", попробовавших себя в режиссуре:
"Бык" Свена Нюквиста,
"Катинка" Макса фон Сюдова, "Софи"
и " Исповедальные беседы"
Лив Ульман, два фильма Эрланда Юсефсона и т.д.
Легче всего отнестись к перечисленным работам
снисходи-
тельно, отдав должное способностям их создателей,
но и намекнув при
этом на неизбежное якобы их эпигонство. Да,
разные по своим худо-
жественным достоинствам, все это несомненно
бергмановские фильмы,
в той или иной степени наследуя открытия великого
мастера, явно не
портят общей картины мирового кино.
Продолжение Бергмана неизбежно. Как
неизбежно продол-
жение Стриндберга или продолжение
Чехова. Впрочем, это уже фан-
Предыдущая Следующая
|