Предыдущая Следующая
ции в 1990-м году. Надо ли говорить, что и за прошедшие с момента ее
издания годы мысль Бергмана тоже не стояла на месте.
Но есть вопросы, на которые Бергман до сих пор не знает от-
вета. Ну, например, вот этот, который задавали Юхан в "Часе волка"
и Петер в картине "Из жизни марионеток": "Зеркало разбито, но что
отражают осколки?". Повторяя в настоящей книге данный вопрос,
Бергман, очевидно, все больше проникается осознанием того, что не-
знание - тоже сила.
Незнание не есть невежество. Человек, переживающий свое
незнание, неминуемо движется к знанию.
О зеркале нам известно много больше, чем об осколках
зеркала. В каждой новой книге Бергмана число подобных "осколков"
не уменьшается. Обладающий способностью "запрягать демонов в
танк", он и по отношению к себе бывает деспотичен. Собственно, не
7
проявляй он этого максимализма, не о чем было бы уже и писать, как
нечего было бы и ставить на театральной сцене.
Любопытен, в связи с этим, один биографический штрих, ка-
сающийся детства Бергмана. Будучи мальчишкой, он покупал в мага-
зине использованную кинопленку, погружал ее на полчаса в крепкий
раствор соды и смывал изображение. Пленка становилась прозрачной
и таким примитивным образом как бы предоставляла пытливому ребен-
ку возможность делать кино с "чистого листа".
Оценка и переоценка того, что попало впоследствии на этот
"чистый лист", неотрывна у Бергмана от оценки и переоценки собст-
венной его жизни. Как ни банально это звучит, но он растворен в сво-
их фильмах, спектаклях, книгах весь без остатка, подобно эмульсии вы-
шеупомянутой старой пленки в растворе соды.
Достигший зрелого возраста, он предъявит в 1968-м году мо-
ральный счет престарелому своему отцу, обвинив его в бессердечии и
эгоизме (отец спустя полтора года умрет), а юный Ингмар и молодой
отец его Эрик станут героями автобиографического его романа "Воск-
ресный ребенок" (1993). Если прибавить сюда предшествующий ро-
ман "Благие намерения" (1991) и "Латерну Магику" (1987), то не-
трудно заметить, что и взаимоотношения Бергмана с родителями, в
особенности, с отцом, вынесенные на страницы его книг, тоже являют-
ся одним из важнейших объектов его самопознания.
Кризисы индивидуальные порой совпадали с кризисами об-
щественными, например, с потрясшим всю Европу 1968-м, когда "спе-
цифическая бацилла года" добралась и до съемочной группы на Форе,
где шла работа над фильмом "Страсть". Очевидно, эта же "бацилла",
в частности, и поспешествовала бунту Бергмана против отца.
И все в том же 1968-м, 30 сентября, после премьеры "Сты-
да", Бергман запишет в своем дневнике: "Разумеется, хочется, чтобы
и критики, и зрители хвалили тебя постоянно. Но как давно этого уже
не было. У меня такое чувство, будто меня отодвинули в сторону. Что
вокруг меня установилась вежливая тишина. Трудно дышать. Как я
смогу продолжать работать? .. "
Предыдущая Следующая
|