Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая


ции в 1990-м году. Надо ли говорить, что и за прошедшие с момента ее

издания годы мысль Бергмана тоже не стояла на месте.


Но есть вопросы, на которые Бергман до сих пор не знает от-

вета. Ну, например, вот этот, который задавали Юхан в "Часе волка"

и Петер в картине "Из жизни марионеток": "Зеркало разбито, но что

отражают осколки?". Повторяя в настоящей книге данный вопрос,

Бергман, очевидно, все больше проникается осознанием того, что не-

знание - тоже сила.


Незнание не есть невежество. Человек, переживающий свое

незнание, неминуемо движется к знанию.


О зеркале нам известно много больше, чем об осколках

зеркала. В каждой новой книге Бергмана число подобных "осколков"

не уменьшается. Обладающий способностью "запрягать демонов в

танк", он и по отношению к себе бывает деспотичен. Собственно, не

7

проявляй он этого максимализма, не о чем было бы уже и писать, как

нечего было бы и ставить на театральной сцене.


Любопытен, в связи с этим, один биографический штрих, ка-

сающийся детства Бергмана. Будучи мальчишкой, он покупал в мага-

зине использованную кинопленку, погружал ее на полчаса в крепкий

раствор соды и смывал изображение. Пленка становилась прозрачной

и таким примитивным образом как бы предоставляла пытливому ребен-

ку возможность делать кино с "чистого листа".


Оценка и переоценка того, что попало впоследствии на этот

"чистый лист", неотрывна у Бергмана от оценки и переоценки собст-

венной его жизни. Как ни банально это звучит, но он растворен в сво-

их фильмах, спектаклях, книгах весь без остатка, подобно эмульсии вы-

шеупомянутой старой пленки в растворе соды.


Достигший зрелого возраста, он предъявит в 1968-м году мо-

ральный счет престарелому своему отцу, обвинив его в бессердечии и

эгоизме (отец спустя полтора года умрет), а юный Ингмар и молодой

отец его Эрик станут героями автобиографического его романа "Воск-

ресный ребенок" (1993). Если прибавить сюда предшествующий ро-

ман "Благие намерения" (1991) и "Латерну Магику" (1987), то не-

трудно заметить, что и взаимоотношения Бергмана с родителями, в

особенности, с отцом, вынесенные на страницы его книг, тоже являют-

ся одним из важнейших объектов его самопознания.


Кризисы индивидуальные порой совпадали с кризисами об-

щественными, например, с потрясшим всю Европу 1968-м, когда "спе-

цифическая бацилла года" добралась и до съемочной группы на Форе,

где шла работа над фильмом "Страсть". Очевидно, эта же "бацилла",

в частности, и поспешествовала бунту Бергмана против отца.


И все в том же 1968-м, 30 сентября, после премьеры "Сты-

да", Бергман запишет в своем дневнике: "Разумеется, хочется, чтобы

и критики, и зрители хвалили тебя постоянно. Но как давно этого уже

не было. У меня такое чувство, будто меня отодвинули в сторону. Что

вокруг меня установилась вежливая тишина. Трудно дышать. Как я

смогу продолжать работать? .. "

Предыдущая Следующая