Предыдущая Следующая
Бергман вновь вернулся в свой "Драматен" и намерен выпустить в
феврале 1998 года премьеру пьесы Пера Энквиста "Художники".
Между прочим, квартет действующих в этой пьесе лиц составляют
знаменитые соотечественики Бергмана: писательница Сельма Лагер-
леф, кинорежиссер Викто Шестрем, актриса Тора Тейе и оператор
Юлиус Янссон. Время действия - 1920-й год.
Вышедший именно в том году фильм В. Шестрема " Возница"
оказал на Бергмана огромное влияние. "В сущности, я все время живу
во снах, а в действительность наношу лишь визиты", - напишет он в
"Картинах". то очень важное признание Бергмана помогает понять
ход мыслей автора, свободный полет фантазии его недремлющей памя-
ти. Да, да, именно так: в книге "Картины" мы имеем дело с фантази-
ей памяти. Ее написал человек, для которого вымышленная жизнь
очень часто бывает подлинней и ближе жизни реальной.
Виктор Шестрем сыграл в "Земляничной поляне" Исака
Борга, внешне напоминающего отца Бергмана, но внутренне похожего
и на него самого. В этом фильме Бергман "взывал к родителям: увидь-
те меня, поймите и - если можете - простите".
Память о "Земляничной поляне" продолжает свою работу,
6
продуцируя все новые воспоминания, вызывая все новые ассоциации и
даже ощущения. Фильм продолжает жить в Бергмане, равно как и он
продолжает оставаться в своем фильме - уже на страницах книги
достраивая, шлифуя и подчас переосмысливая его. Этот процесс про-
должается, в частности, и сейчас, когда он выводит Шестрема на сце-
ну "Драматена" в качестве одного из героев нового спектакля.
Вот один из многих примеров того, как безостановочно рабо-
тает фантазия его памяти.
Вслед за Бергманом мы относимся к его книгам о творчестве
как к продолжению (дополнению, комментарию, полемике) самого
этого творчества, как к одной из дарованных ему Богом возможностей
самопознания.
Фильм как данность никогда не удовлетворял любопытства
Бергмана. Для него всегда существовал фильм как процесс и существу-
ет и поныне - когда он уже давно не выходит на съемочную площадку.
Жизнь как процесс, фильм как процесс, не говоря уже о теат-
ре, который только и возможен, когда он процесс, - в этом одновремен-
ном многостороннем движении весь Бергман.
Весь Бергман - зто то, что подарил уходящему веку и следу-
ющим поколениям один из беззаветных тружеников искусства.
Нет ничего удивительного, что, вспоминая в разные годы, в
разных статьях или книгах о собственных постановках на экране или на
сцене, Бергман взглядывает на предмет своего творчества с разных сто-
рон и нередко по-разному толкует одно и то же.
Незастылость, многоракурсность, "текучесть" взглядов Берг-
мана общеизвестна, и предъявлять ему за это какие-либо претензии все
равно, что лишить, например, фильм японского его коллеги Куросавы
"Расемон" версионного развития сюжета.
Так построена и эта его книга "Картины", вышедшая в Шве-
Предыдущая Следующая
|