Предыдущая Следующая
гордсбрун, неподалеку от церкви Оскара. Она
рассчитывает на плодотворное для работы время.
Наша героиня особенно радуется возможности по-
быть одной в летнем городе и без помех заняться
собой и своей работой.
Опасность не чувствовать себя любимой,
Лив Ульман и Эрланд Юсефсон в картине "Лицом
к лицу".
72
страх перед осознанием того, что
ты нелюбима,
боль от того, что ты нелюбима, попытка
забыть,
что ты нелюбима.
Потом наступает перерыв. Это записано
уже ближе к сере-
дине августа:
А что если перевернуть картину? Сны
- это явь, а
повседневная реальность нереальна: тишина
лет-
него дня на улицах вокруг Карлаплан.
Воскресенье
со своим одиноким колокольным звоном,
тоскли-
вые и чуть лихорадочные сумерки. И свет
в про-
сторной тихой квартире.
Дело начинает клеиться.
Семь снов с островками действительности!
Дис -
танция между телом и душой, тело как
нечто чуже-
родное. Не смешивать тело и чувства.
Сон об уни-
жении, эротический сон, тоскливый
сон, страшный
сон, ввеселый сон, сон гибели, сон о
матери.
Затем мне внезапно приходит в голову, что
все это мас-
карад. 25 сентября я пишу:
Нерешительность и растерянность сильнее,
чем
когда бы то ни было, или я просто забыл,
как это
бывает? Совершенно очевидно, что в рассуждения
замешано множество посторонних точек
зрения, о
которых я даже не хочу упоминать, потому
что
считаю это неудобным.
Постепенно я начинаю понимать,
что с помощью этого
фильма, с помощью упрямо
сопротивляющегося сценария
собираюсь добраться до тяжелых проблем
моего собствен-
ного "я". Мое отвращение к "Лицом к лицу"
связано, оче-
73
видно, с тем, что я поверхностно касаюсь некоторых интим-
ных осложнений, но не докапываюсь до сути, не обнажаю
их. В то же время я пожертвовал чем-то очень важным и по-
терпел неудачу. Я был в болезненной близости. Приложил
гигантское усилие для того, чтобы вытащить на свет божий
весь круг проблем. Одно дело, когда ты один на один со
сценарием. Наедине с собой, ручкой, бумагой и временем.
Совсем другое, когда ты оказываешься лицом к лицу с этой
громадной машиной.
Внезапно фильм возникает в том виде, в каком он
должен был бы быть (из рабочего дневника):
Она сидит на полу в бабушкиной квартире, статуя
движется в солнечных лучах. На лестнице она
сталкивается с собакой, та скалит зубы. Приходит
муж. Он одет в женское платье. Тогда она обраща-
ется к врачу. Она сама психиатр и говорит, что
"вот этот сон она не понимает, хотя понимает все,
что с ней произошло за последние тридцать лет".
И тут старая дама, встав с громадной грязной по-
стели, смотрит на нее своим больным глазом. Ба-
бушка, обняв деда, гладит его по щекам и шепчет
ему нежные слова, хотя тот может произнести
лишь отдельные слоги.
А сзади, за занавесками шепотом идет раз-
говор о том, как бы помочь ей в сексуальном отно-
шннии, возможно, надо бы расширить анальное
отверстие. И в этот момент появляется Она, Дру-
Предыдущая Следующая
|