Предыдущая Следующая
я имею в виду
не повторные съемки одной и той
же сцены в тот же самый
день, а дубли, необходимость которых
была вызвана тем,
что отснятые за день куски меня не удовлетворяли).
Съемки начались в Стокгольме, и поначалу дело не
ладилось.
Но наконец мы со скрипом раскачались. И внезап-
но в словах: "Нет, это мы исправим,
это сделаем так или
эдак, а это устроим по-другому",- зазвучал
азарт. Настро-
ение ни у кого не портилось. Дело во
многом выигрывает,
если никто себя ни в чем не винит. Кроме
того, фильм, ра-
зумеется, немало выгадал благодаря возникшим
в процессе
нашей работы сильным личным чувствам.
Удачные получи-
лись съемки. Я, несмотря на изнурительную
работу, испы-
тывал безграничную свободу общения с
камерой и моими
сотрудниками, поддерживавшими меня во
всех перипетиях.
Осенью я вернулся в "Драматен", и это было точно
возвращение на галеры. Я ощутил разницу
между бессмыс-
лицей административного изнурения и
свободой на сьемках
"Персоны". Однажды я
упомянул, что "Персона" спасла
67
мне жизнь. Это не преувеличение. Если бы у меня
хватило
сил, я бы, по всей вероятности, вышел из игры. Самое важ-
ное - мне впервые было безразлично, как воспримут
карти-
ну зрители. Я наконец-то послал к черту (где ему и место)
евангелие понятности, вколоченное в меня еще с
тех пор,
Фильминдустри".
Сегодня мне кажется,
что в "Персоне" - и позднее
в "Шепотах и крике" - я достиг своего предела. Что я сво-
бодно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить
которые
способен только кинематограф.
"Лицом к лицу"
68
В "Латерне Магике" я пишу:
"Лицом к лицу" задумывался как фильм о снах и
действительности. Сны становятся явью, реально-
стью, реальность растворяется, превращается в
грезу, сон. Всего лишь два-три раза удавалось мне
беспрепятственно парить между сном и реально-
стью: "Персона", вечер шутов", "Молчание",
"Шепоты и крики". На этот раз задача оказалась
сложнее. Вдохновение, требовавшееся для осуще-
ствления замысла, подвело меня. В чередовании
снов видна искусственность, действительность
расползалась по швам. Есть несколько прочно сде-
ланных сцен, и Лив Ульман боролась как львица.
Фильм не разва лился только благодаря ее силе и
таланту. Но даже она не смогла спасти кульмина-
цию, первичный крик - плод увлеченного, но не-
брежного прочтения. Сквозь тонкую ткань скали-
лась художественная безысходность.
Но случай с фильмом "Лицом
к лицу" более сложен. В
"Латерне Магике" я разделываюсь с ним
коротко и легко-
мысленно, и раньше просто отмахивался от него
или объяв-
лял идиотским. Само по себе уже несколько подозрительно.
Теперь
у меня другая точка зрения: с самого начала
69
и вплоть до попытки самоубийства главной
героини "Лицом
к лицу" вполне приемлемое
произведение. Рассказанное
четко и довольно сжато. Собственно слабостей
в материале
нет. Если бы вторая половина сумела удержаться на
Предыдущая Следующая
|