Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

ка-

63

ким), Альма с фрагментарной отчетливостью,
глу-

боко, до абсурда, переживает душевное состояние

той, другой. Она встречается с фру Фоглер, кото-

рая теперь уже Альма, и говорит ее голосом. И они

сидят друг против друга, они разговаривают, играя

интонациями и жестикулируя, они
мучают, позо-

рят, истязают друг друга, они смеются и резвятся.

Это зеркальная сцена.



Их объяснение - сдвоенный
монолог. Монолог, идущий,

так сказать, с двух сторон:
сначала его произносит

Элисабет Фоглер, а потом сестра Альма.

Первоначально мы
со Свеном
Нюквистом

собирались дать обычный свет на
Лив Ульман и Биби Ан-

дерссон. Но получилось плохо. Тогда мы решили
одну поло-

вину каждого лица затемнить полностью
- даже без вы-

равнивающего света.

Затем было уже вполне
естественно в заключитель-

ной части монолога скомбинировать
освещенные половинки

лиц так, чтобы они слились в одно лицо.

У большинства людей
одна половина лица обычно

миловиднее другой. Соединенные
нами полуосвещенные

изображения лиц Лив и Биби показывали
их менее выгод-

ные половинки.

Получив из лаборатории
совмещенную копию филь-

ма, я попросил Лив и Биби зайти в монтажную.

Биби ошеломленно восклицает:
"Лив, как ты стран-

но выглядишь!" А Лив говорит: "Но это
ведь ты, Биби, и



влекательную половину лица.

Сценарий "Персоны" не похож на обычный режис-

серский сценарий.

Работая над режиссерским сценарием, ты затраги-



"Затем было уже вполне естественно в заключительиой части

монолога скомбинировать освещенные половинки лица так, чтобы

они слились в одно лицо".

============================================================

К стр. 63

Нюквист Свен (р. 1922) - шведский кинооператор.
В кино - с 1945 г.

Впервые работал с Бергманом на съемках
фильма "Вечер шутов". За-

тем снимал с ним фильм "Девичий источник".
С 1960 г. ("Как в зер-

кале") - оператор всех
последующих игровых фильмов Бергмана

вплоть до "После репетиции"
(1983). Получил премию Оскар за

фильмы "Шепоты и крики" и "Фанни и Александр".

=============================================================

66



ваешь и технические проблемы. Пишешь,
так сказать, пар-

титуру. После чего остается разложить
отдельные страницы

нот по пюпитрам, и оркестр начинает
играть.


Я не имею обыкновения приходить в студию или

приезжать на натуру, полагая, что "как-нибудь
образует-

ся". Импровизировать импровизацию невозможно.
Я рис-

кую импровизировать лишь в том случае,
если знаю, что

у меня в загашнике есть тщательно составленный
план. На-

ходясь на съемочной площадке, я не могу
доверяться вдох-

новению.


"Персона" при чтении может показаться импрови-

зацией. Но картина построена по скрупулезно
разработан-

ному плану. И несмотря на это, я никогда,
ни в одном филь-

ме не делал так много дублей (под дублями

Предыдущая Следующая