Предыдущая Следующая
ка-
63
ким), Альма с фрагментарной отчетливостью,
глу-
боко, до абсурда, переживает душевное состояние
той, другой. Она встречается с фру Фоглер, кото-
рая теперь уже Альма, и говорит ее голосом. И они
сидят друг против друга, они разговаривают, играя
интонациями и жестикулируя, они
мучают, позо-
рят, истязают друг друга, они смеются и резвятся.
Это зеркальная сцена.
Их объяснение - сдвоенный
монолог. Монолог, идущий,
так сказать, с двух сторон:
сначала его произносит
Элисабет Фоглер, а потом сестра Альма.
Первоначально мы
со Свеном
Нюквистом
собирались дать обычный свет на
Лив Ульман и Биби Ан-
дерссон. Но получилось плохо. Тогда мы решили
одну поло-
вину каждого лица затемнить полностью
- даже без вы-
равнивающего света.
Затем было уже вполне
естественно в заключитель-
ной части монолога скомбинировать
освещенные половинки
лиц так, чтобы они слились в одно лицо.
У большинства людей
одна половина лица обычно
миловиднее другой. Соединенные
нами полуосвещенные
изображения лиц Лив и Биби показывали
их менее выгод-
ные половинки.
Получив из лаборатории
совмещенную копию филь-
ма, я попросил Лив и Биби зайти в монтажную.
Биби ошеломленно восклицает:
"Лив, как ты стран-
но выглядишь!" А Лив говорит: "Но это
ведь ты, Биби, и
влекательную половину лица.
Сценарий "Персоны" не похож на обычный режис-
серский сценарий.
Работая над режиссерским сценарием, ты затраги-
"Затем было уже вполне естественно в заключительиой части
монолога скомбинировать освещенные половинки лица так, чтобы
они слились в одно лицо".
============================================================
К стр. 63
Нюквист Свен (р. 1922) - шведский кинооператор.
В кино - с 1945 г.
Впервые работал с Бергманом на съемках
фильма "Вечер шутов". За-
тем снимал с ним фильм "Девичий источник".
С 1960 г. ("Как в зер-
кале") - оператор всех
последующих игровых фильмов Бергмана
вплоть до "После репетиции"
(1983). Получил премию Оскар за
фильмы "Шепоты и крики" и "Фанни и Александр".
=============================================================
66
ваешь и технические проблемы. Пишешь,
так сказать, пар-
титуру. После чего остается разложить
отдельные страницы
нот по пюпитрам, и оркестр начинает
играть.
Я не имею обыкновения приходить в студию или
приезжать на натуру, полагая, что "как-нибудь
образует-
ся". Импровизировать импровизацию невозможно.
Я рис-
кую импровизировать лишь в том случае,
если знаю, что
у меня в загашнике есть тщательно составленный
план. На-
ходясь на съемочной площадке, я не могу
доверяться вдох-
новению.
"Персона" при чтении может показаться импрови-
зацией. Но картина построена по скрупулезно
разработан-
ному плану. И несмотря на это, я никогда,
ни в одном филь-
ме не делал так много дублей (под дублями
Предыдущая Следующая
|