Предыдущая Следующая
преобразить или забыть гого мальчика на фото-
графии. И объятого пламенем мужчину, страдаю-
щего за веру.
Я не способен воспринимать
великие катаст-
рофы. Они не затрагивают моих чувств. Воз-
можно, я могу читать обо всех этих кошмарах с оп-
ределенным вожделением - порнография ужаса.
Но мимо этих фотографий мне не пройти никогда.
Они превращают мое искусство в трюкачество, в
нечто безразличное, во что угодно. Вопрос заклю-
чается, по-видимому, в том, есть ли у искусства ка-
кие-то альтернативные формы выживания помимо
того, что оно является формой досуга: эти интона-
ции, эти цирковые трюки, вся эта бессмыслица,
это надутое самодовольство. Если я тем не менее
продолжаю оставаться художником, то делаю это
уже не ради уверток и взрослых игр, а полностью
осознавая, что занимаюсь общепринятой условно-
стью, которая в редкие мгновения может дать мне
самому и моим ближним краткие секунды успоко-
ения и размышления. И наконец, основная задача
=================================================
К стр. 61
... забыть того мальчика
на фотографии. И обьятого пламенем
мужчину...
Бергман говорит об эпизоде,
когда Элисабет Фоглер рассматривает
фото мальчика из варшавского гетто, а
затем смотрит по телевизору
хронику самосожжения буддийского монаха.
==================================================
62
моей профессии - зарабатывать
себе на жизнь, и
до тех пор, пока никто не ставит
этот факт под со-
мнение, я буду из
чистого чувства самосохранения
продолжать создавать себя.
"И
мне казалось, что каждая интонация мо-
его голоса, каждое
произносимое мной слово
было ложью, упражнением
в пустоте и тоске. Су-
ществовал единственный
способ спастись от от-
чаяния и краха. Замолчать.
За стеной молчания
обрести ясность или, во
всяком случае, попытать-
ся собрать еще имеющиеся возможности".
Здесь в дневнике фру Фоглер кроется основа "Персоны".
Для меня это были новые мысли. Я никогда не соотносил
свою деятельность с обществом или с миром. "Лицо"
с другим немым Фоглером в центре - лишь игривое
при-
ближение, не больше.
И вот на последних страницах рабочего дневника
появляется решающая вариация:
После бурного объяснения - наступает вечер,
по-
том ночь. Альма засыпает или собирается заснуть,
но вдруг в комнате как будто кто-то зашевелился,
словно туда вполз туман, который парализовал
ее.
Ее словно объял космический ужас, и она сполза-
ет с кровати, чтобы пойти и сблевать, но ничего
не
получается, и она опять ложится. Тут она замечает,
что дверь в спальню фру Фоглер чуть приотворе-
на. Войдя к ней, она видит, что фру Фоглер
в об-
мороке или мертва. Альма в испуге хватает
теле-
фонную трубку, но из нее не доносится ни звука.
Она возвращается к покойной, та смотрит на
нее,
прищурившись, и внезапно они меняются харак-
терами. Таким образом (я и сам точно не знаю
Предыдущая Следующая
|