Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая




Из приведенной записи ясно, что
кризис зашел глубоко. Я

составил точно такие же предписания,
когда пытался под-

няться после истории с налогами. Педантичность
стала для

меня способом выживания.

Из этого кризиса рождается "Персона".

Итак, она была актрисой - почему бы
себе этого

не позволить? И потом замолчала. Ничего
в зтом

особенного нет.


Начну, пожалуй, со сцены, в которой врач

сообщает сестре Альме о том, что случилось.
Это

первая, основополагающая сцена. Сиделка
и паци-

ентка сближаются, срастаются,
как нервы и

плоть. Но она не говорит, отвергает
собственный

голос. Не хочет лгать.



Это одна из первых
записей в рабочем дневнике, да-

тированная мной 12 апреля. Там есть
еще кое-что, не вы-

полненное мной, но имеющее
тем не менее отношение к

"Персоне" и, главным образом,
к названию картины: "Ко-

гда сестру Альму навещает ее жених,
она впервые обраща-

ет внимание на то, как он говорит, как он к ней
прикасает-

ся. И приходит в ужас, потом что замечает
что он совер-

шает поступки, играет роль".

Кровоточащая рана
вызывает отвращение, и в

этом случае человек не способен притворяться.

На этой стадии мне
было страшно тяжело. У меня

появилось чувство, что само мое
существование находится

под угрозой.

57

Можно ли сделать это
внутренним процессом? Я

имею в виду намекнуть, что
это переложенные на

музыку разные голоса в concerto grosso
одной и той

же души? В любом случае
фактор времени и про-

странства должен иметь
второстепенное значение.

Одна секунда покрывает
длительный временной

космос и содержит горсть
разрозненных, не свя-

занных между собой реплик.



Здесь уже проглядывает готовый фильм. Актеры
переме-

щаются из пространства в пhостhанство не нeeуждаясь
в до-

рогах. Происходящее по мере надобности растягивается или

сокращается. Понятие времени упразднено.

Затем идет нечто,
своими корнями уходящее глубо-

ко в детство:

У меня перед глазами белая, смытая полоска
кино-

пленки. Она крутится в проекторе, и
постепенно на

звуковой дорожке (которая, может быть,
бежит

рядом) возникают слова. И вот
звучит именно то

слово, которое я себе представлял.
И мелькает ли-

цо, почти совсем размытое белизной.
Это лицо

Альмы. Лицо фру Фоглер.



Когда я был мальчишкой, в одном из магазинов
игрушек

продавали использованную нитратную пленку.
Она стоила

пять эре метр. Я погружал 30-40 метров пленки на полчаса

в крепкий раствор соды. Эмульсия растворялась, изображе-

ние исчезало. Пленка становилась белой, невинной и про-

зрачной. Без картинок.

Теперь тушью разных цветов я
мог рисовать новые

картинки. И когда потом, после войны, появились рисован-

ные непосредственно на кинопленке
фильмы Нормана

Макларена, для меня это не было новинкой. Бегущая через

58



проектор пленка, взрывающаяся
отдельными картинками и

Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz