Предыдущая Следующая
же, од-
нако, искусство свободно, бесстыдно, безответст-
53
венно, как сказано: движение интенсивно, почти
лихорадочно и напоминает, как
мне представляет-
ся, змеиную кожу, набитую муравьями. Сама змея
давно мертва, съедена, лишена яда, но оболочка,
наполненная суетливой жизнью, шевелится.
Я надеюсь, я
убежден в том, что другие об-
ладают более сбалансированным и мнимо объек-
тивным восприятием. И если я, несмотря на всю
эту скуку, несмотря ни на что, утверждаю, что хо-
чу заниматься искусством, то делаю это по одной
простой причине. (Я отбрасываю чисто материаль-
ные соображения.)
Причина - любопытство.
Безграничное, не-
утоляемое, постоянно обновляющееся, нестерпи-
мое любопытство толкает меня вперед, ни на мину-
ту не ос-сбавляя в покое, полностью заменяя жажду
общности, которую я испытывал в былые времена.
чувствую себя осужденным на длитель-
ный срок узником, внезапно выброшенным в гро-
хот и вой жизни. Меня охватывает неуемное любо-
пытство. Я отмечаю, наблюдаю, у меня ушки на
макушке, все нереально, фантастично, пугающе
или смешно. Я ловлю летящую пылинку, возмож-
но, это фильм - какое это имеет значение, да ни-
какого, но мне эта пылинка кажется интересной,
посему я утверждаю, что это фильм. Я кружусь с
этим собственноручно пойманным предметом, об- !'
етая веселое или меланхоличное занятие. Я пихаю
других муравьев, мы выполняем колоссальную ра-
боту. Змеиная кожа шевелится. В зтом и только в
этом заключается моя истина. Я не требую, что-
бы она становилась истиной для кого-то еще,
и это, естественно, слабоватое утешение с точки
"Персона": Элизабет Фоглер и медсестра Альма (Лив Ульман и
Биби Андерссон)
54
зрения
вечности. Но как основы для художест-
венного
творчества в ближайшие несколько
лет
этого
совершенно достаточно, по крайней
мере
для меня.
Быть художником ради самого себя не все-
гда приятно.
Но здесь есть одно огромное преиму-
щество:
у художника равные условия
с любым
другим
живым созданием, тоже
существующим
только ради
самого себя. В результате возникает,
очевидно, довольно
многочисленное братство, оби-
тающее таким
способом в эгоистической общности
на зтой
теплой, грязной земле под холодным и пу-
стым небом.
"Змеиная кожа" написана в прямой связи с
работой над
"Персоной". Это можно проиллюстрировать записью
в ра-
бочем дневнике от 29 апреля:
Я должен попытаться
держаться следующих
правил:
Завтрак в половине
восьмого с другими
пациентами.
Затем немедленно подьем
и утренняя прогулка.
В указанное время
никаких газет или журналов.
Никаких контактов
с Театром.
Не принимать писем,
телеграмм или телефон-
ных сообшений.
Визиты домой допускаются
по вечерам.
Со Свеном Ньюквистом.
56
Чувствую, что приближается
решающая битва.
Нельзя больше ее откладывать.
Я должен прийти
к какой-то ясности. В противном случае
с Бергма-
ном будет покончено навсегда.
Предыдущая Следующая
|