Предыдущая Следующая
вут мирной жизнью прихожан, следуя смене вре-
мен года, с тех пор как их маленький сынишка умер
от необъяснимой болезни. Ему было шесть лет, и
звали его Эрик. Мать Хелены, выдающаяся пиа-
нистка, разъезжающая по всему свету, вот-вот
должна нанести ежегодный визит дочери. Вернее,
327
она уже не была здесь несколько лет, поэтому в па-
сторской усадьбе переполох, радостные
приготов-
ления и искреннее, хотя и боязливое
ожидание.
Хелена страстно мечтает о встрече с матерью.
Она
тоже играет на рояле и обычно берет у матери уро-
ки. Всеобщая, искренняя радость перед
встречей,
которой и мать, и дочь ждут с некоторым
страхом
и знтузиазмом. Мать в великолепном
настроении.
По крайней мере ей удается изобразить
прекрас-
ное настроение. Все для нее устроено
наилучшим
образом, даже деревянная доска (для
спины) на
кровати в комнате для гостей не забыта. Она
при-
везла из Швейцарии гостинцы и т. д. и т. п.
Колокола созывают
на праздничную служ-
бу, и Хелена собирается пойти на могилку, могил-
ку Эрика. Она ходит туда каждую
субботу. Она
говорит, что Эрик иногда навещает ее и она чувст-
вует его осторожные, ласковые
прикосновения.
Матери такая фиксация на умершем
ребенке ка-
жется пугающей, и она пытается в мягких
выраже-
ниях заставить Хелену осознать, что им
с Викто-
ром следует усыновить ребенка или
завести еще
одного. Потом Хелена играет
матери какую-то
пьесу, мать рассыпается в похвалах, но потом все-
таки играет эту пьесу сама. И тем самым тихо,
но
эффективно не оставляет камня на камне от непри-
тязательной интерпретации дочери.
Второй акт начинается с того,
что мать муча-
ется бессонницей. Она принимает таблетки, читает
книгу, прибегает к привычным заклинаниям, но
все
равно не может заснуть. В конце концов она
вста-
ет и идет в гостиную. Хелена слышит ее
шаги, и
тут происходит великое разоблачение.
Женщины
328
выясняют свои
отношения. Хелена впервые осме-
ливается сказать
правду. Мать ошеломлена, видя
прорвавшиеся наружу ненависть
и презрение.
Тут наступает черед матери говорить о
себе,
своем ожесточении,
тоске, безнадежности, одино-
честве. Она
рассказывает о своих мужьях, об
их
равнодушии, об
их унизительной охоте на других
женщин. Но сцена
имеет более глубокий смысл: в
конце концов
дочь рожает мать. И на
какие-то
короткие мгновения
они сливаются в полнейшем
симбиозе.
Однако наутро мать уезжает. Она не
в силах
выносить тишину
и новые обнаженные чувства.
Она устраивает так,
что ей присылают телеграмму,
требующую ее
немедленного возвращения. Хелена
слышит разговор.
Воскресенье, мать уехала, Хе-
лена идет в церковь слушать проповедь
мужа.
Вместо двух персонажей стало
четыре. Мысль о том, что
Предыдущая Следующая
|