Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая


Хелена рожает мать, довольно путаная,
и, к сожалению, я

ее отбросил. Ведь персонажи следуют
собственной логике.

Раньше я пытался их обуздать и наставить,
но с годами по-

умнел и научился разрешать им вести себя,
как им захочет-

ся. Это привело к тому, что ненависть
сцементировалась:

дочь не может простить
мать. Мать не может простить

дочь. Прощение - в руках больной девочки.


"Осенняя соната" в черновом
варианте создана

за несколько ночных часов после периода
полной блокиров-

ки. Загадкой по-прежнему остается
вопрос - почему имен-

но "Осенняя соната"? Ведь
ни о чем подобном я раньше

не думал.

Мысль поработать с
Ингрид Бергман сидела во мне

давно, но не она дала толчок этой истории.
В последний раз

329

мы с Ингрид встречались на Каннском фестивале
в связи с

показом "Шепотов и криков".
Она тогда впустила мне

в карман письмо, в котором напоминала
про мое обещание

сделать вместе фильм. Когда-то мы
планировали экранизи-

ровать роман Яльмара
Бергмана "Начальница фру

Ингеборг".

Но вот в
чем закавыка: почему именно эта история

и почему в таком готовом виде?
В черновом варианте она

имеет более завершенную форму, чем в окончательном.

За несколько
летних недель на Форе я написал

"Осеннюю сонату", дабы иметь что-нибудь
про запас в

случае, если "Змеиное яйцо" пойдет
прахом. Мое решение

было окончательным: я больше никогда
не буду работать в

Швеции.

Поэтому и
всплыла зта странная затея со съемками

"Осенней сонаты" в Норвегии. В
принципе я хорошо себя

чувствовал в примитивных павильонах в
окрестностях Ос-

ло. Построенные в 1913 или в 1914 году, они
так и стояли

нетронутые. Правда, при определенном
направлении ветра

самолеты летели прямо над нашими головами.
Но в осталь-

ном было по-старомодному мило.
Имелось все необходи-

мое, правда, несколько дряхлое и
неухоженное. Приветли-

вые сотрудники, хотя им все же чуточку
недоставало про-

фессионализма.

Съемки шли тяжело.
Того, что имеют в виду под ра-

бочими трениями, у нас с Ингрид
Бергман не возникало.

Скорее уж можно говорить о языковой
путани е в более

глубоком смысле. Уже в первый день, когда мы
читали вме-

сте сценарий в репетиционной студии, я обнаружил,
что она

отработала свою роль перед зеркалом с интонациями
и же-

стами. Было очевидно, что у нее совсем иной
подход к про-

фессии, чем у нас. Она осталась в 40-х годах.

По-моему,
Ингрид обладала какой-то гениальной,

----------------------------------------------------------------------

"Осенняя соната": "...на эти две роли я должен взять Ингрид

Бергман и Лив Ульман - их, и только их".

----------------------------------------------------------------------



332



странно устроенной
компьютерной системой. Несмотря на

то, что ее механизмы
для восприятия режиссуры размеща-

Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz