Предыдущая Следующая
Хелена рожает мать, довольно путаная,
и, к сожалению, я
ее отбросил. Ведь персонажи следуют
собственной логике.
Раньше я пытался их обуздать и наставить,
но с годами по-
умнел и научился разрешать им вести себя,
как им захочет-
ся. Это привело к тому, что ненависть
сцементировалась:
дочь не может простить
мать. Мать не может простить
дочь. Прощение - в руках больной девочки.
"Осенняя соната" в черновом
варианте создана
за несколько ночных часов после периода
полной блокиров-
ки. Загадкой по-прежнему остается
вопрос - почему имен-
но "Осенняя соната"? Ведь
ни о чем подобном я раньше
не думал.
Мысль поработать с
Ингрид Бергман сидела во мне
давно, но не она дала толчок этой истории.
В последний раз
329
мы с Ингрид встречались на Каннском фестивале
в связи с
показом "Шепотов и криков".
Она тогда впустила мне
в карман письмо, в котором напоминала
про мое обещание
сделать вместе фильм. Когда-то мы
планировали экранизи-
ровать роман Яльмара
Бергмана "Начальница фру
Ингеборг".
Но вот в
чем закавыка: почему именно эта история
и почему в таком готовом виде?
В черновом варианте она
имеет более завершенную форму, чем в окончательном.
За несколько
летних недель на Форе я написал
"Осеннюю сонату", дабы иметь что-нибудь
про запас в
случае, если "Змеиное яйцо" пойдет
прахом. Мое решение
было окончательным: я больше никогда
не буду работать в
Швеции.
Поэтому и
всплыла зта странная затея со съемками
"Осенней сонаты" в Норвегии. В
принципе я хорошо себя
чувствовал в примитивных павильонах в
окрестностях Ос-
ло. Построенные в 1913 или в 1914 году, они
так и стояли
нетронутые. Правда, при определенном
направлении ветра
самолеты летели прямо над нашими головами.
Но в осталь-
ном было по-старомодному мило.
Имелось все необходи-
мое, правда, несколько дряхлое и
неухоженное. Приветли-
вые сотрудники, хотя им все же чуточку
недоставало про-
фессионализма.
Съемки шли тяжело.
Того, что имеют в виду под ра-
бочими трениями, у нас с Ингрид
Бергман не возникало.
Скорее уж можно говорить о языковой
путани е в более
глубоком смысле. Уже в первый день, когда мы
читали вме-
сте сценарий в репетиционной студии, я обнаружил,
что она
отработала свою роль перед зеркалом с интонациями
и же-
стами. Было очевидно, что у нее совсем иной
подход к про-
фессии, чем у нас. Она осталась в 40-х годах.
По-моему,
Ингрид обладала какой-то гениальной,
----------------------------------------------------------------------
"Осенняя соната": "...на эти две роли я должен взять Ингрид
Бергман и Лив Ульман - их, и только их".
----------------------------------------------------------------------
332
странно устроенной
компьютерной системой. Несмотря на
то, что ее механизмы
для восприятия режиссуры размеща-
Предыдущая Следующая
|