Предыдущая Следующая
Я не понимал, что от современного военного рассказчика
требовались иного рода выдержка и профессиональная точ-
ность, чем те, которыми обладал я.
В то самое мгновение, когда
прекращается внешнее
----------------------------------------------------------------------
"Стыд": "Первая половина намного хуже, чем я себе представлял".
----------------------------------------------------------------------
301
насилие и вступает в действие
внутреннее, "Стыд" стано-
новится хорошим фильмом. В
развалившемся обществе герои
теряют точку опоры и ориентиры, их
социальные связи об-
рываются. Они повержены.
Слабый мужчина делается же-
стоким. Женщина, которая была
сильнейшей из них двоих,
сломлена. Все соскальзывает в
игру снов, завершающуюся
в лодке с беженцами. Рассказ ведется
в образах, картинах,
как в кошмаре. В мире кошмаров
я был как у себя дома. В
реальности войны - я человек погибший.
(Сценарий все
то время, пока я над ним работал, на-
эывался "Сны стыда".)
Дело, таким
образом, в неверно построенном сцена-
рии. Первая часть картины, собственно
говоря, - бесконеч-
но затянутый пролог, который следовало
закруглить за де-
сять минут. Все происходящее потом
можно было развивать
сколько душе угодно.
Я этого не
видел. Не видел, когда писал сценарий,
не видел, когда снимал фильм, не
видел, когда монтировал
его. Я все время жил с убеждением,
что "Стыд" с начала и
до конца - произведение самоочевидное и цельное.
То обстоятельство,
что в процессе работы ты не об-
наруживаешь дефекта в машине,
связано, очевидно, с за-
щитным механизмом, действующим
на протяжении дли-
тельного и сложного периода. Этот
защитный механизм за-
глушает критический голос
высшего "Я". Создавать фильм
под аккомпанемент орущей тебе в
ухо самокритики, вероят-
но, было бы чересчур тяжело и мучительно.
----------------------------------------------------------------------
"Хороший фильм начинается с того момента, когда война окончена
и
в полную силу проявляются ее последствия". С Максом фон
Сюдовом, Гуннаром Бьернстрандом и Лив Ульман.
----------------------------------------------------------------------
"Страсть"
304
"Страсть", снимавшаяся на Форе
осенью 1968 года, носит
следы тех ветров, что дули над реальным
миром и над ми-
ром кино. Поэтому в некоторых отношениях
картина риско-
ванно жестко привязана ко времени. В других
же она силь-
на и своенравна. Я смотрю ее со смешанными чувствами.
На поверхностном, но бросающемся в глаза уровне
привязанность ко времени проявляется в прическах
и одеж-
дах моих актрис. Очевидно, разницу
между кинопроизведе-
нием, привязанным ко времени,
и вневременным можно из-
мерять линой юбок, и мне больно, когда
я вижу Биби Ан-
Предыдущая Следующая
|