Предыдущая Следующая
299
просил К телефону начальника пресс-
службы. Он пошел
пить кофе. Вместо него со мной говорила его секретарша:
Нет, нет,
рецензий она не читала. Но все отлично.
"Экспрессен"
дал пять "ос", цитировать, правда,
нечего.
Ну, Лив, само собой, великолепна, хотя мы
ведь знаем,
как они пишут.
К этому моменту температура у меня подня-
лась до
сорока, и я положил трубку. Сердце билось
так, словно
хотело выпрыгнуть изо рта от стыда,
тоски
и усталости. От отчаяния и истерики. Да, не
слишком-то
мне весело.
приведенная выше запись отражает два факта
- во-первых,
что режиссер со страхом ждет рецензий, а
во-вторых, что
он убежден, будто сделал хороший фильм.
Смотря "Стыд"
сегодня, я не вижу, что он распадает-
ся на две части. Первая половина, повествующая о
войне, -
плохая. Вторая, рассказывающая о
последствиях войны,-
хорошая. Первая половина намного хуже, чем
я себе пред-
ставлял. Вторая - намного лучше, чем мне запомнилось.
Хороший фильм начинается
с того момента, когда
война окончена и в полную силу проявляются
ее последст-
вия. н начинается с эпизода на
картофельном поле, по
которому в глухом молчании идут Лив Ульман
и Макс фон
Сюдов.
Возможно,
второй половине картины мешает черес-
чур искусно выстроенная интрига вокруг пачки
денег, не-
сколько раз меняющей владельца. Это американская
драма-
тургия 50-х годов.
Да ради бога, в первой части
тоже есть вполне при-
емлемые куски. Да и начало хоть куда.
Сразу разъясняют-
ся и предыстория героев, и положение, в котором
они ока-
зались.
==============================================================
К стр. 299
"Осами" газета "Экспрессен" отмечала качество
фильма. Пять "ос" -
наивысший балл.
================================================================
300
Мне давно
хотелось изобразить "маленькую" вой-
ну. Войну на окраине, где царит
полнейшая растерянность и
никто, в сущности, ничего не знает.
Если бы мне хватило
терпения как следует поработать со
сценарием, я бы смог
показать такую "маленькую"
войну по-другому. Но мне
терпения не хватило.
По правде говоря,
я был непомерно горд своей кар-
тиной. И кроме того, полагал, будто внес
свой вклад в об-
щественные дебаты (война во
Вьетнаме). Я считал, что
"Стыд" хорошо сделан. В таком же
ослеплении я находил-
ся, закончив "Корабль в Индию".
Сходные иллюзии я пи-
тал и в отношении "Змеиного яйца".
Поставить военный
фильм - значит продемонстри-
ровать коллективное и индивидуальное
насилие. В амери-
канском кино изображение насилия имеет
давние традиции.
В японском - это мастерский ритуал
и бесподобная хорео-
графия.
Делая "Стыд",
я был преисполнен страстного жела-
ния показать связанное с войной насилие без всяких при-
крас. Но мои намерения и желания превзошли мое умение.
Предыдущая Следующая
|